Твоя Йога. Учебник санскрита он-лайн.
Your Yoga
Учебник санскрита
Единство. Свет. Любовь.
назад | поиск | печать | отправка | главная

Учебник санскрита
он-лайн

Учебник санскрита

Меню

В закладки

Your Yoga

Занятие IX

1. Грамматические категории имени существительного.

Имя существительное в древнеиндийском характеризуется грамматическими категориями рода, числа и падежа.
В санскрите три рода - мужской, женский и средний; три числа - единственное, множественное и двойственное. Последнее представляет собой архаическую форму парности: форма двойственного числа встречается обычно у существительных, обозначающих предметы, лица или явления, существующие в окружающей действительности попарно - ноги, руки, глаза, родители, день и ночь (т. е. сутки), и т. п.
Древнеиндийский язык имеет развитую падежную систему, состоящую из восьми падежных форм. Они располагаются в следующем порядке:
именительный падеж (Nominativus, N.)
винительный падеж (Accusativus, A.)
творительный падеж (Instrumentalis, I.)
дательный падеж (Dativus, D.)
отложительный падеж (Ablativus, Abl.)
родительный падеж (Genetivus, G.)
местный падеж (Locativus, L.)
звательная форма (Vocativus, V.)

Краткая характеристика основных функций падежей:

N. - обозначает деятеля: сын читает - sutaH paThati; дерево падает - vrikSaH patati; отец стоит - pitaa tiSThati.
Двойной N. употребляется при глаголах со значением <быть, становиться>: сыновья становятся героями - sutaa bhavanti viiraaH. [sutaa из sutaas перед звонкими согласными (см. 3. sandhi этого занятия).]
A. обозначает: 1) объект (при переходных глаголах): он пишет письмо - patraM likh`ati;
2) направление (при глаголах движения и речи): он идет в город - nagaraM gacChati; сын говорил отцу - sutaH pitaram abravit;
3) время: она стояла день и ночь - divaaraatraM sthitaabbavat.
Двойной A. употребляется при глаголах речи: она сказала слово (речь) царю - uvaaca vacanaM paarthivam.
I. обозначает: 1) чем, с помощью чего совершается действие: (я) пишу рукой - hastena likhaami; он едет на колеснице - rathena gacChati;
2) деятеля (в пассивной конструкции): сыном пьется вода - sutena jalaM piiyate;
3) причину действия: по причине несчастья он идет в город - duHkhena nagaraM gacChati;
4) имеет социативное значение: (он) идет с сыном - sutena gacChati; со временем (она) стала взрослой - kaalena yauvanasthaa babhuuva.
D. обозначает: 1) адресат действия: (я) пишу сыну (письмо) - sutaaya likhaami;
2) цель: он идет на битву (т. е. для сражения) - yuddhaaya gacChati;
3) направление (при глаголах движения): он идет (направляется) к деревне - graamaaya gacChati.
Abl. обозначает: 1) исходное место действия: он идет от деревни, из леса - graamaad gacChati, vanaad gacChati;
2) причину: от счастья - sukhaad, от горя - duHkhaad; от жадности возникает гнев - lobhaat krodhaH prabhavati.
G.: 1) приименной падеж, обозначает отношение, принадлежность: улица деревни - graamasya rathyaa; рычание льва - siMhasya garjana.
2) G. употребляется при глаголах со значением <быть, иметься>: у человека были сыновья - narasya putraaH samabhavan; у врагов имеются колесницы - ariinaaM raathaa bhavanti.
L. обозначает: 1) место: живет в лесу, среди деревьев - vane taruSu vasati;
2) время: летом - griiSme; днем - dine.
V. обозначает лицо, к которому обращаются с рассказом, вопросом, приказанием: послушай, о Юдхиштхира - shR^iNu yudhiSThira; приди, Савитри - ehi saavitri.

2. Типы склонения.

В зависимости от исходного звука все именные основы делятся на две группы: основы на гласные и основы на согласные. Соответственно двум группам основ существует два главных типа склонения: склонение основ на гласные и склонение основ на согласные.
Склонение основ на гласные охватывает большую часть основ и является наиболее продуктивным. Основы на гласные представлены несколькими видами склонений в зависимости от исходной гласной основы.

Склонение существительных с основой на -a.

Существительные с основой на -a составляют большую часть всех существительных в древнеиндийском языке. Склонение существительных с основой на -a является самым распространенным видом склонения.
Существительные с основой на -a являются существительными мужского и среднего рода. Падежные окончания основ на -a мужского и среднего рода в большинстве форм совпадают.

Падежные окончания основ на -a

 

единственное
число

двойственное
число

множественное
число

m

n

m

n

m

n

N.

-s

-m

-au

-e

-as

-aani

A.

-m

-an

-aani

I.

-e/na

-aa/bhyaam

-ais

D.

-aaya

-e/bhyas

Abl.

-aad

G.

-sya

-ay/os

-aan/aam

L.

-e/

-e/Su

V.

=основе

=N.

=N.

Образец склонения suta m «сын» и vana n «лес».

Единственное число

N sut`as van`am
A sut`am van`am
I sut`ena van`ena
D sut`aaya van`aaya
Abl sut`aad van`aad
G sut`asya van`asya
L sut`e van`e
V s`uta v`ana

Двойственное число

N.A.V. sut`au van`e
I.D.Abl. sut`aabhyaam van`aabhyaam
G.L. sut`ayos van`ayos

Множественное число

N.V. sut`aas (из suta + as) van`aani
A. sut`aan (из suta + an) van`aani
I. sut`ais vanais
D.Abl. sut`ebhyas vanebhyas
G. sut`aanaam vanaanaam
L. sut`eSu vaneSu

Следует заметить, что: у именных основ среднего рода формы N. и A. во всех числах совпадают;
в двойственном числе имеются только три падежных формы, так как совпадают 1) N.A. и V., 2) I.D.Abl., 3) G.L.;
во множественном числе всегда сходны формы N.V. и формы D.Abl.

3. Sandhi слога -as(aas).

-s, которому предшествует -a или -aa, т. е. слог -as(aas), перед звонкими согласными, носовыми и перед гласными изменяется следующим образом:
-aas перед звонкими согласными и носовыми » aa: viiraas bhaaSante «герои говорят» » viiraa bh`aaSante;
-as перед гласными (кроме a) » a: viiras iikSate «герой глядит» » viira `iikSate;
-as перед звонкими согласными, носовыми и перед a » o: viiras bhaaSate «герой говорит» » viiro bh`aaSate.
После конечной -o (или -e) начальная a следующего слова выпадает, заменяясь на письме знаком avagraha (т. е. отделитель) .a (в транслитерации '):
viiras api gacChati «герой тоже идет» » viiro .api gacChati

Упражнения

I. Напишите шрифтом devanaagarii, соединив слова по правилам sandhi:
viiras jayati «герой побеждает"
baalaas gacChanti «мальчики идут"
janas api gacChati «человек тоже идет"
janaas calanti «люди движутся"
ashvas annam khaadati «лошадь ест корм"
abhitas vR^ikSaas rohanti «вокруг растут деревья»
II. Напишите слова шрифтом devanaagarii и их перевод, найдя значения незнакомых слов по словарю:
kim?
patra
hasta
api
phala
viira
paarthiva
ashvapati
nipat
bhojana
mukha
sas
doSa
vR^ikSa
sakR^it
aMsha
pat
III. Прочтите предложения, спишите их, объясните случаи sandhi, определите формы существительных и глаголов, переведите:
kiM likhasiљ.. patraM likhaamiљ.. hastena patraM likhaamiљ.. bhojanaM khaadasiљ.. mukhena bhojanaM khaadasiљ.. so .api mukhena bhojanaM khaadatiљ.. patraM paThaavaHљ.. phalaM khaadathaHљ.. suta iikSateљ.. suto bhaaSateљ.. viiro na kampateљ.. asti paarthivo .ashvapatirnaamaљ.. naarada uvaacaљ.. eko doSo .astiљ.. sakR^idaMsho nipatatiљ.. yathaa vR^ikSastathaa phalamљ..
IV. Текст для чтения и перевода:
1)
hastasya bhuuSaNaM daanaM satyaM kaNThasya bhuuSaNamљ.
shrotrasya bhuuSaNaM shaastram bhuuSaNaiH kim prayojanamљ..

Слова

hasta m - рука
bhuuSaNa n - украшение
daana n - щедрость
satya n - правда, истина
kaNTha m - горло, шея
shrotra n - ухо, слух
shaastra n - учение, наука kim prayojanam (n) - какая необходимость в чем-либо
2)
lobhaatkrodhaH prabhavati lobhaatkaamaH prajaayateљ.
lobhaanmohashca naashashca lobhaH paapasya kaaraNamљ..

Слова

lobha m - жадность
krodha m - гнев
prabhuu - возникать, P., о.н.в. prabh`ava-
kaama m - желание
prajan - появляться, AA., о.н.в. praj`aaya-
moha m - заблуждение, ошибка
naasha m - погибель
ca - и
paapa n - зло
kaaraNa n - причина

Следующий урок-занятие по санскриту »

Вернуться назад: Санскрит и восточные термины

Сайт: www.youryoga.org
© Copyright 2003-2017 Your Yoga | на главную | новости