К сожалению есть люди, которые не понимают стихи. Будучи очень тесно связанным с разного рода творчеством, мне бы хотелось помочь и таким людям. Поэтому сегодня для примера разберу одно из своих стихотворений.
Для начала скажу, что стихотворения бывают разными.
Есть сугубо материальные. Я такие никогда не писал и не пишу. Например о земной любви. Т.е. это нечто о внешнем - например о красоте, которую видно глазами, о чём-то чувственном, всем понятном и осязаемом. Такие стихи безусловно понимаются очень легко.
Т.к. пишутся на тех частотах, на которых здесь большинство из Вас живёт. Это грубые частоты, которые очень осязаемы материалистическим разумом, а потому понятны. А потому и эксплуатируются на каждом шагу. Такие стихи могут принести наслаждение для чувств, но не для сердца и уж тем более не для Души.
И конечно же такие стихи не помогут увидеть Свет, но лишь ещё дальше отдаляют от него.
Есть стихи духовные. Они понимаются единицами.
Я бы даже сказал - это стихи для избранных. И люди, которые их пишут, нисколько не заботятся о том, что люди, которые находятся в невежестве, не смогут их понять.
Обе категории стихов, изложенных мной выше, пишутся без особых усилий.
Вы живёте на какой-то волне - Вы и пишите на этой волне. Стихи сами находят читателей, тоже живущих на этой волне.
Но есть самый сложный вид стихов - третий. Когда некая духовная истина облачается в материальную оболочку. И тогда духовные вещи становятся понятны даже тем, кто находится на уровне, который не позволяет их разуму подняться выше материального. Нельзя сказать, что люди, их читающие, понимают абсолютно всё, но когда они читают такие стихи, они чувствуют, что за ними что-то словно промелькнуло, словно что-то они на мгновение увидели такое, что не видели раньше. Их душа запела, им возможно взгрустнулось, но эта грусть радостна, она проявила свет их Души, которая словно начала вспоминать что-то великое, что когда-то было потеряно или основательно забыто.
Меня интересует только этот вид стихов. И хотя он и самый трудный, тем не менее, только он способен донести большинству людей что-то духовное, т.к. духовное, как матрёшка, вкладывается в более понятные для них формы. Это как сладкая таблетка для ребёнка, он чувствует сладость и поэтому с удовольствием проглатывает её. Но внутри есть начинка, которая может казаться неприятной или горькой (непонятной), но которая и есть то настоящее, что исцеляет.
Все эти три категории также можно подразделить на стихи качественные и некачественные.
Например можно написать стих за 5 минут, разместить его в своём блоге... и вот Вы уже слывёте поэтом.
Это Вам приятно. Но этот стих не дал людям ничего.
Вы ничего не вложили в него - и он ничего людям поэтому не может дать. Хорошие стихи, как хорошая музыка - должны звучать по определённым правилам.
У них тоже есть свой ритм, свои ноты. Вы не можете здесь фальшивить.
Это небесная гармония, которая либо есть, либо её нет.
Хороший стих - это работа, это труд. Иногда, чтобы написать хороший стих - я могу потратить весь день, а некоторые стихи я писал даже неделю и больше.
Это медитация. Со временем Вы воспитываете в себе умение чувствовать, как Ваш стих будет воспринят тысячами других людей.
Вы пишите строчку - и уже "слышите" эту строчку сердцами других людей.
Вы чувствуете, то, что почувствуют они, когда будут читать эту строчку.
Строчка только ещё пишется Вами, а она уже звучит в Вас музыкой других сердец.
Вы чувствуете, что строчка не удалась - Вы зачёркиваете её и пишите новую.
И эта не удалась - и снова черкаете и снова пишите... Это труд. Особый труд.
Вы вдруг становитесь тысячами читателей, которые одновременно читают Ваш стих, Вы видите будущее, и Вы словно пишите строчки в будущем - там, где тысячи читателей, каждый в своём времени и в своём месте, читают Ваш стих. Вы не можете позволить себе написать плохой стих.
Вы не можете пойти спать и сказать "да и так сойдёт".
Нет. Если Вы хотите написать хороший стих - Вы должны вложить в него всю свою душу.
И возможно не спать всю ночь, и возможно пропустив обед или ужин, или даже что-то очень важное в своей жизни, чем-то пожертвовав ради этого...
Всё это происходит. И тогда рождаются настоящие стихи. Которые приносят людям пользу.
Которые приятно читать.
Которые приятно перечитывать. Снова и снова.
Это стихи, которые будут жить очень долго.
Разберу сегодня свой стих "Помолись за меня, кукушка...". Я написал его 12 лет назад.
Помолись за меня, кукушка.
Я молитву твою сберегу.
Улыбнулась мне нынче пастушка,
Что живёт на другом берегу.
Уже с первого слова я привязываю сознание читателя к молитве.
Делаю это незаметно, т.к. читатель не видит никаких ассоциаций с Богом или чем-то духовным.
Речь в его понимании идёт просто о какой-то кукушке, которая кукует себе в лесу - обычное дело.
Читатель видит кукушку, а молитва видится как нечто просто красиво звучащее, привлекательное для его сознания. Незаметно соединясь с образом кукушки, понятие молитвы легко и без барьеров проникает в сердце читателя.
Дальше я говорю о том, что молитву я сберегу.
Разумеется, под "я" в моих стихах - чаще всего имеется ввиду не именно я, а тот, кто читает мой стих - читатель.
Поэтому я направляю сердце читателя в то русло, где молитва - это нечто ценное, что он должен беречь.
Что такое другой берег? Кто занимается восточной философией и духовными практиками, знают, что другой берег - это другая жизнь. Т.е. иная жизнь, где мы свободны от материального рабства, где наша Душа счастлива и обретает покой.
Другой берег - это другая реальность бытия, где царит вечность, где Душа встречается с Богом.
И вот на другом берегу читателю улыбается пастушка. Пастушка, как будет следовать ниже, - это нечто, что было неизвестно. Т.е. я не знал про неё до этого момента.
Я прожил всю жизнь до этого момента, и вот вдруг я её увидел. И она мне (читателю) улыбнулась!
Утром нынче к речке спускаясь,
Сбросив платье на землю своё,
Она в чистой водице плескаясь,
В сердце что-то вселило моё.
Кто же эта пастушка? Она разделась. Она полностью открылась мне. Она купается в чистой водице на другом берегу. И что-то входит в моё сердце при виде её. Может быть это моя Душа? Я увидел свою Душу, свою Суть? Она так прекрасна и так чиста! Но между нами река. Она так близка, я могу коснуться её своим взглядом, но нас разделяет река - она на другом берегу. И чтобы случилось нечто большее - как минимум я должен покинуть свой берег. Я должен оставить всё знакомое мне. Конечно же читатель понимает, что именно пастушка вселила в сердце моё. Это любовь. Это нечто, что со мной (с читателем) не происходило до этого. Это случилось только что.
Подсмотрел я зря ненароком,
Девы юной священный обряд.
И ведомый невидимым Роком,
Я поймал её ласковый взгляд...
Здесь читатель понимает, что он зря подсмотрел этот "священный обряд", это таинство - и теперь обратно пути нет.
Теперь это знание-чувство будет всегда жить в его сердце.
Но он также подсознательно понимает и то, что это знание приятно. Хотя он и боится его, оно ему незнакомо, но он всё же на уровне сердца понимает, что оно приятно и сладостно.
И теперь он уже никогда не сможет жить как прежде, это знание будет всегда с ним и оно уже сейчас зовёт его к каким-то действиям.
Он совершенно не знает, что это будут за действия, что ему теперь со всем этим делать.
Это всё такое новое.
Он поймал её ласковый взгляд.
Всё так открыто и так чисто. Вся жизнь переворачивается всего лишь от одного этого ласкового и многообещающего взгляда.
Ничто уже не может быть как прежде. Всё так откликается в нём на это неожиданное видение.
Он поймал её взгляд. Он поймал его совершенно случайно. Сам Рок, судьба так распорядились. Это судьба. Он увидел нечто прекрасное на другом берегу, оказавшись в это время и в этом месте случайно.
Но интуитивно читатель всё равно понимает, что ничего случайного нет, что это его хорошие поступки привели его сюда в это время и в это место. Всё это "читается" между этих строк.
Что же это случилось, кукушка?
Сердцу я приказать не могу.
Улыбнулась мне нынче пастушка,
Что живёт на другом берегу.
Он вроде бы сожалеет об этом своём изменении, но всё равно чувствуется, что он рад тому новому, что теперь ожидает его, и навстречу к которому он непременно пойдёт и должен пойти, хотя это всё такое незнакомое и новое для него. Он не может ничего приказать своему сердцу. Его сердце открылось. Оно проснулось! И хотя он и говорит, что не может приказать сердцу, читатель видит в этих словах, что он на самом деле и не хочет приказывать ему, и не будет.
![]()
Надеюсь этот пример сможет послужить Вам ключом для расшифровки других моих стихотворений.
Разумеется я понимаю, что даже объяснений стихотворений - уже не достаточно для понимания теми, кто не хочет ничего понимать. С печалью наблюдаю как деградируют люди. Каждый год, как новая волна, которая захлёстывает всё новые и новые массы людей, опуская их на дно материальных интересов. Этот процесс идёт по нарастающей, словно за один год проживаем полвека. То, что раньше происходило за век - сейчас пролетает за два-три года. Шкала материальных потребностей идёт резко вверх, при этом духовная шкала - падает точно также резко вниз. Людей интересуют сплетни за твоей спиной, примитивные сериалы, однодневные сенсации, рассчитанные на полоумных, бездумная, однотипная музыка и пошлость. Книги с высокой поэзией и прозой, которые питали души людей ещё буквально век назад на протяжении тысячалетий, отвергнуты и заменены пожирающими душу блокбастерами, стрелялками и любовными сериалами. Людей интересуют деньги, выгода и потребительство. Никто даже в своих мыслях не держит варианта, чтобы кому-нибудь что-то сделать хорошее. Тот, кто не может ничего дать - не может, на самом деле, и ничего взять. Людям достаётся лишь пережёванное другими людьми. В обществе поголовного потребления ничего другого и быть не может. Лишь всеобщий обман создаёт иллюзию новизны. Люди не ведают, что дающий - берёт для своей Души, дать - это и есть настоящее "взять". И только когда существует лишь одно "брать, брать и брать " - то это только пустышка, не дающая ничего, кроме разочарования.
© Веретенников Сергей
17.07.2014г
Перейти к списку всех книг Веретенникова Сергея "Поэзия Души"