ГИМН – (от греч. hymnos – хвалебная песнь), песнопение, прославляющее Бога; исполняется во время богослужений и ритуалов. Религиозные гимны занимают основное место в тексте Вед и являются важнейшей составной частью Авесты, современным исследователям известны также гимны древнеегипетские, шумерские, ассирийские и вавилонские. Гимны древнегреческим богам – неотъемлемый элемент античной поэтической традиции; древнейшие из них приписывают Гомеру. Как правило, гимн представляет собой обращение к богу с перечислением его качеств, эпитетов и деяний. Для гимна характерна определенная метрическая и строфическая структура; обычно такая структура не применяется в светском стихосложении. Христианская гимнография испытала немалое влияние иудейских гимнов и псалмов, содержащихся в Ветхом Завете; однако даже самые ранние гимны христиан писались не на еврейском, а на греческом языке, хотя и без соблюдения античных размеров. Как правило, гимны пели все присутствующие при богослужении. Хоровое пение гимнов процветало в древней Сирии; возможно, этот обычай был заимствован у гностиков и манихеев. С принятием христианства в 313 г. в Византии были разработаны сложные типы церковного пения – канон и контакион. «Отцом христианского пения» считают месопотамского дьякона и поэта IV в. Ефраима. Ранние латинские гимны, написанные восьмистопным ямбом в форме четверостиший, были положены на незамысловатые, фольклорные мелодии. В конце средних веков гимны стал исполнять специально обученный хор. Мелодии усложнились; возникла полифония, имеющая особое значение в органной музыке. Коллективное пение гимнов было восстановлено во время Реформации лютеранской церковью в Германии. Английские и шотландские кальвинисты поначалу признавали только пение псалмов, положенных на простые мелодии. Пение церковных гимнов было принято англиканской церковью лишь в начале XIX в.