ФЛАГЕЛЛЯЦИЯ – (лат. бичевание), в религиозной практике – избиение плетьми в дисциплинарных или сакраментальных целях. Существуют различные цели бичевания: изгнание злых духов, очищение, получение садомазохистского удовольствия, питание звериной силой, пребывающей в плети, и другие. В древности ритуальное бичевание было изначально связано с обрядами посвящения, очищения и плодородия, которые часто включали в себя разные формы физического истязания. Люди пороли себя сами и подставляли свое тело под плеть другого. На обрядах посвящения, распространенных среди североамериканских индейцев, флагелляцию производят переодетые «заместители» богов и предков. Ритуальные порки были известны также в Древней Спарте и Древнем Риме. В ранней христианской церкви флагелляция, вероятно, использовалась для наказания непокорного духовенства. Начиная с IV в. самобичевание стало наиболее распространенной формой покаяния как среди клира, так и среди мирян. В раннем средневековье флагелляция пользовалась особой популярностью у светских людей. В середине XIII в. в Италии начали появляться братства флагеллянтов, которые состояли из светских мужчин и женщин, а также из священников. Процессии самобичующихся вскоре проникли в Германию и Нидерланды. В середине XIV в. Европу охватила эпидемия чумы. Это дало новый толчок развитию флагеллянтского движения. Добровольным самоистязанием флагеллянты намеревались смягчить божественный гнев. Они собирались в группы и путешествовали по деревням. Во время публичных церемоний мужчины пороли себя кожаными ремнями, а женщины предавались самобичеванию в уединении. Кульминацией всей церемонии было чтение послания, в котором флагелляция провозглашалась единственным путем к спасению. В 1349 г. папа Климент VI осудил флагелляцию; его решение утвердил Собор в Констанце (1414-1418 гг.). Флагелляцию практикуют также некоторые шиитские секты. В священный праздник Ашура они стегают себя кнутами в память о мученичестве Хусейна в день битвы при Карбале (680 г.). Похожее значение: Бичевание.