ПИСАНИЯ – особо почитаемые религиозные тексты. Писания составляют существенную часть мировой литературы; верующие считают их священными. Большинство священных текстов первоначально передавались изустно от одного поколения другому. Некоторые из них, например, гимны американских индейцев, до сих пор существуют в устной форме. Индусы и буддисты даже считают, что писания необходимо читать вслух, иначе они утрачивают свой смысл и значение. Существует целый ряд священных и полусвященных писаний: магические руны (буквы древнегерманского алфавита), первобытные заклинания, гимны, молитвы, песнопения, мифы, рассказы о богах и героях, поэмы, легенды, священные законы, указания по проведению ритуалов, учения религиозных деятелей, пояснения этих учений, притчи, диалоги пророков и мудрецов, философские споры и так далее. Писания обладают различной степенью авторитетности и священности. Наиболее важные из них составляют фиксированный канон данной религии. Полусвященные или полуканонические произведения служат дополнением к ним. Индуизм проводит строгое различие между каноническими и полуканоническими писаниями. Наряду с Ведами, наиболее авторитетными считаются Брахманы (комментарии и инструкции по проведению ритуала), Араньяки (книги лесных отшельников) и Упанишады (философские трактаты). Эти тексты называют шрути (санскрит, буквально непосредственно услышанное), а более поздние – смрити (буквально то, что вспомнили). Священные тексты буддистов, повествующие о жизни и учении Гаутамы Будды, написаны на палийском диалекте. Позднее буддизм махаяны стал пользоваться классическим языком Древней Индии – санскритом. Китайцам священные тексты в нашем понимании были неизвестны. Даосские и конфуцианские книги были написаны людьми и для людей; со временем они приобрели канонический и, по сути, священный статус. Даосы наиболее высоко почитают «Даодэцзин» («Трактат о пути и силе»), а конфуцианцы – «Уцзин» («Пятикнижие»). Иудейский канон, который христиане называют Ветхим Заветом, был зафиксирован синодом раввинов около 90 г. н.э. Полусвященные книги, исключенные из этого канона, христиане называют апокрифами. Позднее католическая церковь снова включила их в канон. Иисус Христос не оставил никаких писаний, но его ученики записали его высказывания в виде Евангелий. Вместе с посланиями апостолов, «Откровением св. Иоанна Богослова» и «Деяниями святых апостолов» они составляют священный канон под названием Новый Завет (зафиксирован в конце IV в. н. э.). Известно множество апокрифов к Новому Завету. Для мусульман единственным каноническим религиозным текстом является Коран. Последователи ислама верят, что Мухаммед записал его со слов самого Аллаха. Существует огромное количество текстов с менее священным статусом. Примером может служить иудейский Талмуд – сборник комментариев к Торе. В христианстве аналогичное положение занимают папские декреталии. За последние семь столетий на Западе появился ряд религиозных произведений, которые получили полусвященный и даже священный статус: например, «Подражание Христу» Фомы Кемпийского (1379/80–1471), «Путь паломника» Дж. Беньяна (1628–88), «Наука и здоровье: ключ к Писаниям» М.Б. Эдди (1821–1910), «Книга Мормона» Джозефа Смита (1805–44) и другие. Похожее значение: Священное Писание, Святое Писание.