ПНЕВМА – (греч. дуновение, дыхание, дух), термин, в различные времена имеющий разные значения: у натурфилософов VI в. до н.э. – элемент воздуха; в пифагорействе – вдыхаемая Космосом бесконечная субстанция; у Анаксимена – псюха, животная душа, движется в венах вместе с кровью, локализуется в мозге; у Аристотеля – выдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психическая субстанция, постоянно испаряющаяся из крови; у Галена – посредник между душой и телом, используемый как орудие чувственного познания и телесных движений; у Везалия и Декарта – жизненный дух, находящийся в крови и нервах; в стоицизме – тончайшая и подвижнейшая субстанция, отождествляемая с панкосмическим имманентным божеством, «пронизывающая» весь Космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа – тело; габитус – низшая ступень, сообщающая единство неорганическим телам; Природа, вызывающая рост растений; Логос – разум; в эллинистическом иудаизме на рубеже новой эры – вмешательство Бога в мировую историю; у Филона Александрийского – божественный дух – высшая (бессмертная, бестелесная) часть человеческой души, а также принцип профетического познания, превосходящий человеческий интеллект и даруемый Богом; в гностицизме и герметизме – посредник между светом и тьмой, между телом и душой; у алхимиков – таинственная сила, которой можно овладеть для достижения определенной цели (например, превращения металлов в золото); у неоплатоников – оболочка души, предохраняющая её от оскверняющего прикосновения к телу и от непосредственного контакта с материальным миром при чувственном восприятии (душа воспринимает отпечатки тел на оболочке); в христианской теологии – Святой Дух, третье лицо Троицы.