ЭОН – (греч. век, вечность). В эсхатологии иудаизма и христианства – продолжительное, но принципиально конечное состояние всего мира во времени. Вся история человечества со всеми её страданиями и несправедливостями составляет один эон. Совокупность всех эонов (плерома) эквивалентна совокупности населений всех планов Вселенной. У Аристотеля – трансцендентирующее пространство и время блаженное божество, которое выражает понятие вечности. В синкретических культах позднеантичного язычества – Бог времени, изображавшийся в виде старца с львиной головой, вокруг тела которого обвилась змея. Древнегреческий эон, несомненно, является аналогом зороастрийского бога времени Зервана, иконография которого также включает в себя элементы льва и змеи. В христианстве – аналог еврейского термина «олам» (похожее значение: Оламот), обозначающего одновременно и век, и мир. Эоном называют эпоху в духовном развитии человечества, которая начинается с сотворения мира и заканчивается его уничтожением и пересотворением в Царство Божие. Некоторые оккультисты (в частности, Алистер Кроули) выдвигают идею, что современное человечество живет уже во втором эоне и вот-вот вступит в третий («эон Святого Духа» или, согласно кроулианской терминологии, «эон Гора»). Такая трактовка сближает понятие эон с традиционным индусским понятием кальпы. В герметизме – «второй бог» в ряду высших существ, эманирующий из прабожества; концепция высшего трансцендентного бога как царя веков (эон) приводит к характерной для гностицизма идее иерархического множества эонов как посредников между непостижимым и безначальным верховным богом и материальным миром. В гностицизме – порождения Единого Бога (или Неизвестного Отца), существующие вне пространства и времени. Эоны возникают попарно при мистическом саморазделении Бога; они не знают своего истинного Отца, и поэтому могут совершить ошибку, вознамерившись сотворить что-либо без участия Божественной благодати. Согласно апокрифическому «Откровению Иоанна» такую ошибку совершил эон София Пронойя, который создал «архонта» Иалдаваофа, отпавшего от общей совокупности эонов и сотворившего пространственно-временной мир, в котором мы живем. По Д. Андрееву – мировые периоды, характеризующиеся различным состоянием в Энрофе какой-либо брамфатуры. Различие этих состояний определяется той или иной степенью проявления духовных потенций и материальности Энрофа. При этом учитываются не единичные случаи уклонения от нормы, а всеобщее, доминирующее состояние. Так, во времена вступления Энрофа Шаданакара во второй эон совершится трансформа органической материи, а при вступлении в третий – трансформа неорганической материи, что позволит Шаданакару выйти из пределов мирового Энрофа.