CОЗНАНИЕ – способность идеального воспроизведения действительности в мышлении; иерархическая структура информационных динамических моделей внешнего и внутреннего мира индивида, субъективное отражение объективной реальности. Эмпирически сознание для человека выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание характеризуется активностью; интенциональностью (направленностью на объект); способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознанию самого сознание); мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. Важной для конструктивного анализа сознания явилась восходящая к Э. Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток сенсорной, поступающей от органов чувств, информации и организующих её определённым образом. По современным представлениям, сознание не строго капсулировано в человеческом мозге, а обладает способностью существовать в каких-то формах автономно от него, либо образуя самостоятельный, не зависимый от материи слой реальности, либо имея неизвестного материального агента; проявлять себя в энергоинформационных взаимодействиях с участием других форм материи, причем конечным этапом этих взаимодействий оказываются акты сознательной деятельности человека (а также бессознательной и коллективной бессознательной деятельности). Функции этой деятельности – получение информации извне, её кодирование и хранение; логические операции с полученной информацией; свободное генерирование и выдача накопленной (либо преобразованной) информации или сигнала к действию. Сознание носит не только индивидуальный, но и межличностный (трансперсональный) характер. Можно также говорить о существовании планетарного и космического сознания. В индуизме существует множество различных градаций сознания: простое ощущение у неодушевленной материи, сознание простых форм жизни, более высокое сознание человеческих существ и так далее вплоть до высших состояний сверхсознания и всеведения, ведущих к погружению в Единое универсальное (вселенское) сознание, парашакти. Как чайтанья, так и читта могут обозначать и индивидуальное, и универсальное сознание. В писаниях обсуждаются пять классических состояний сознания: бодрствование (джаграт), сновидение (свапна), глубокий сон без сновидений (сушупти) или подсверхсознание, запредельное сверхсознательное состояние (турия) и предельно трансцендентное состояние (туриятита).