Как говорит история - прародители современного человечества - Древние Арии, были прямыми потомками богов и унаследовали от них их язык, который сейчас известен как санскрит. Согласно одной древней и красивой легенде, звуки санскрита возникли из звучания даммару (барабана бога Шивы), когда тот танцевал свой божественный танец. Согласно знаменитому трактату выдающегося мистика-грамматиста своего времени Абхинавагупты «Паратришика-виварана», божественное сознание тождественно высшему Слову (Речи), и, следовательно, каждая буква или слово происходят из сознания и абсолютно от него неотделимы.
Однозначно санскрит - это язык певучий и многоуровневый, на котором исполняются красивые песни и звучат гармонично все мантры. Каждая буква санскритского алфавита соотносится с тем или иным типом энергии и считается его звуковой манифестацией. Гласные звуки собирательно называются «биджа» (семена) и соотносятся с Шивой, изначальным мужским принципом бытия, лежащим в основе всего проявленного: внешнего формирования, развития языка (алфавита) и раскрытия сознания, тогда как согласные именуются «йони» (лоно), и отождествляются с Шакти, или женским принципом. Тот факт, что произнесение согласного звука отдельно от гласного невозможно, является выражением того, что женский, то есть динамичный, порождающий и творящий принцип бытия побуждается к деятельности «оплодотворяющим» его статичным мужским принципом. Причём, важно, что звуки санскрита считаются не просто символическим выражением той или иной энергии, но реальными её носителями. Таким образом, правильно произнесённые, они способны пробуждать эти энергии как внутри человека, так и во внешнем пространстве. Этот принцип лежит в основе теории мантр. Древние мудрецы полагали, что при помощи правильного произнесения мантр, то есть особых фонетических формул возможно достижение любого, даже самого невероятного результата от исполнения тривиального сиюминутного желания до возвышения собственного сознания до божественного уровня. Именно поэтому практически все индуистские молитвенные и богослужебные тексты составлены на санскрите и на санскрите же должны исполняться. Чтение же перевода санскритского текста, на какой – либо другой язык будет иметь в лучшем случае силу обычной молитвы, эффективность которой зависит не столько от особенностей её фонетики, сколько от искренности самого молящегося. В этом состоит принципиальная разница между обычной молитвой и мантрой. Если первая действует за счёт ментальной энергии человека, её произносящего, то вторая сама по себе является носителем энергии, причем строго определённого типа. Собственно говоря, Веды являются ни чем иным, как сборником различных мантр, предназначенных для достижения тех или иных результатов. Есть свидетельства того, что древние ведические жрецы при помощи безупречно произносимых ими мантр могли управлять погодой, материализовывать предметы, левитировать и телепортироваться. И хотя, мантра, будет действовать вне зависимости от того, осознаёт ли произносящий её подлинный смысл, всё же в случае полного его понимания, её эффект будет в десятки раз сильнее, ибо энергия мантры будет усилена собственной энергией индивида.
Самым известным из всех звуков санскрита является мистический слог «Ом». Согласно преданию, этот звук явился той первовибрацией, из которой произошла вся Вселенная. Он не имеет прямого лексического значения, но при этом он, как утверждается, включает в себя все мыслимые и немыслимые значения. Звук «о» не является самосущим, ибо, согласно правилу санскритской фонетики, называемому «сандхи» (сочленение), он образуется в результате слияния звуков «а» и «у». Правило сандхи гласит, что если сразу за звуком «а» следует звук «у», то в таком случае два этих звука сливаются, образуя один звук «о». Так, например фраза «раджа увача» (царь сказал) после применения к ней этого правила будет читаться как «раджовача». Таким же образом слог «Аум» превращается в «Ом», то есть, по сути, «Ом» состоит из трёх гласных звуков: «а», «у» и «м» (последний звук «м» в санскрите называется «анусвара». Он является назальным и считается гласным). Как уже говорилось выше, звук «а» является выражением сознания как энергетической субстанции, «у» - фонетической манифестацией силы знания, звук «м», или анусвара, есть проявление совершенного постижения универсума, абсолюта. Таким образом, правильное произнесение слога «Ом», или, как его ещё называют, «тара-мантры» (спасающей мантры), должно пробуждать в сознании индивидуума совершенное знание универсума, то есть Бога, и полное осознание своей нераздельности с ним.
В священных книгах Индии говорится, что из всех четырёх Вед важнейшей является «Яджурведа», в ней важнейший гимн - «Рудрам» в «Рудрам» важнейшая анувака (глава) - восьмая, в ней важнейший стих - первый, в нём – главная мантра «намах шивайа», в этой мантре главные два слога - «ши» и «ва», из которых «ши» важнейший. Отсюда видно, что в одном слоге «шим» заключено знание всех четырёх Вед. Возможен и обратный процесс, то есть развёртывание скрытого в слоге знания. Но для его осуществления необходимо глубокое знание соотношения различных звуков с различными энергиями, равно как и безукоризненное произношение, сопряжённое с предельной концентрацией внимания на воспроизводимых звуках. Этот процесс носит название «мантра-йога».
Вернуться в раздел: Словарь санскрита