Примета: В ряде локальных традиций России дворовой не выделяется в отдельный персонаж. Однако в центральных, северо-западных и юго-западных областях его знают как хозяина крестьянского двора и отличают от домового - хозяина избы. В Ярославской губ. "дворовый, как и домовой, имеет наружность хозяина дома. Живет на дворе. Той скотине, которую он не взлюбит, он причиняет много вреда. Чтобы дворовый полюбил скотину, стараются покупать скот такой шерсти, какой цвет волос у хозяина. Если хозяин брюнет, то скотину стараются приобретать черной масти и т. д. и т. д... . Дворовый по своим качествам представляет из себя того же домового, но только с более злым, мстительным характером. Дворовый, полюбивший своего хозяина, нередко ворует у соседских дворовых овес и сено для домашних животных. Вследствие этого между дворовыми зачастую бывают драки. Видеть дворового удается весьма редко. Если кому-нибудь удается увидеть дворового или дворного, то это предвещает несомненное несчастие. В одной деревне жила женщина со своим мужем богато и счастливо. Муж уехал однажды в дальнюю дорогу. В отсутствие его женщина вышла раз вечером на двор, где и увидала, что муж ее ходит около телеги. Это был дворной... Вскоре после этого муж этой женщины слюбился с работницей, жившей у него в доме, и выгнал из своего дома жену". Большинство рассказов о домовом "сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он не взлюбит (всегда и неизменно дружит только с собакой и козлом). Это он устраивает так, что скотина спадает с тела, отбиваясь от корму, путает гриву, обрезает и общипывает хвост и проч. Это против него всякий хозяин на потолке хлева или конюшни подвешивает убитую сороку: ненавидит дворовой-домовой эту сплетницу-птицу. Это его стараются ублажать всякими мерами, предупреждать его желания, угождать его вкусам: не держат белых кошек, белых собак и сивых лошадей (соловых и буланых он тоже обижает; холит и гладит вороных и серых); если уже нельзя было отказаться от покупки таковых, вводят их во двор, пригоняя с базару, не иначе как через овчинную шубу, разостланную в воротах шерстью вверх. С особенным вниманием ухаживают хозяйки около новорожденных животных, зная, что дворовой не любит ни телят, ни овец: либо задушит, либо и вовсе изломает. Поэтому-то таких и стараются всегда унести из хлевов и поселяют охотно в избе, вместе с ребятами, и окружают таким же попечением: принесенного сейчас же суют головой в устье печи, или, как говорят, "вдомляют" (сродняют с домом). На дворе этому домовому не подчинены одни только куры: у них... имеется свой бог". "По вологодским местам обезумевшие от злых проказ дворовых тычут навозными вилами в нижние бревна двора с приговором: вот тебе, вот тебе за то-то и вот это". По некоторым местам (напр(имер), в Новгородской губ.) догадливый и знающий запасается ниткой из мертвецкого савана, вплетает ее в трех хвостную ременную плеть и залепляет воском. В самую полночь засветит эту нитку и, держа ее в левой руке, идет он во двор и бьет плетью по всем углам хлева и под яслями: авось, как-нибудь попадет в виновного". В Орловской губ. "дарят дворового" следующим образом: "берут разноцветных блесток, хотя бы бумажных, старинную копейку с изображением коня, горбушку хлеба, отрезанную от целого коровая, и несут все это в хлев и читают молитву:"Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю: скотину прими, попой, накорми". "Нередко домовые хозяева терпят от ссор, какие заводят между собой соседние дворовые - несчастье, которое нельзя ни отвратить, ни предусмотреть. В Вологодской губ. (в Кадниковском уезде Васьяновской волости) злой "дворовушко" позавидовал своему соседу, доброму дворовушке, в том, что у того и коровы сыты и у лошадей шерсть гладка и даже лоснилась. Он провертел дыру в чане, в котором добряк возил в полночь с реки воду. Лил он, лил ее в чан и все ждал, пока вода сравняется с краями, да так и не дождался: и с горя на месте повис под нижней губой лошади ледяной сосулькой в виде "маленького человека в шерсти".