Примета: Чтобы вылечить желтуху, проглоти восемь вшей на куске хлеба с маслом.
Очевидно, этот рецепт является одним из наиболее отвратительных британских суеверий. Но он был популярен еще в середине XIX в. В Южной и Западной Ирландии было распространено другое средство от желтухи. Вот оно: "Поймай дюжину больших дождевых червей, испеки их на противне, затем истолки в порошок и сделай напиток, чтобы пить его каждое утро. Это верное средство от желтухи". Уэльским средством от желтухи было положить золотую монету в оловянный сосуд, наполнить его медовухой и сказать больному, чтобы он глядел внутрь, но не пил (какой тест на выдержку!). Затем над ним нужно было девять раз прочесть "Отче наш", и он исцелялся. Следует отметить, что весь этот ритуал начинался с золотой монеты. Это связано с так называемой "симпатической магией"-то есть, с теорией о том, что болезнь следует лечить такими средствами, которые находятся с ней в "симпатии". Желтуха дает больному желтый цвет кожи - значит, лечение должно проводиться золотым предметом. Этому фактору "симпатии" придавалось основное значение. Например, лихорадка переносилась в осину - единственное дерево, листья которого "трясутся от ужаса" (якобы после того, как на кресте из этого дерева распяли Христа). Из "симпатического" лечения возникли названия травы печеночника и многих других лечебных трав. Линь имеет золотистую чешую. Если вы возьмете живого линя и на целый день привяжете его к голой спине, рыба потеряет свой желтый цвет и умрет. Если после этого ее бросить обратно в реку, вместе с ней утонет и желтуха. Такое поверье существует у датчан. "Симпатическая магия" была известна и древним индусам. Для излечения желтухи они использовали сложные церемонии, с помощью которых изгоняли желтый цвет в желтые существа и желтые вещи, а пациенту передавали спасительный красный цвет от какого-нибудь живого источника - например, рыжего быка. Соответственно этому ритуалу жрец читал над больным желтухой следующее заклинание: "Вверх, к (желтому) солнцу, пусть уходит боль из твоего сердца и твоя желтуха; в цвет рыжего быка мы оденем тебя. Мы оденем тебя в красное, на долгую жизнь", и так далее в том же духе. Затем больной выпивал воду, которую сливали по шерсти рыжего быка, и, наконец, после длительного обмазывания красной и желтой краской, к его коже приклеивали несколько шерстинок рыжего быка. Таким образом, от древней Индии до Дании и Британии законы "симпатической магии" одни и те же. В качестве средства от желтухи вши были известны далеко не только в Англии. Так, в Восточной Сибири желтуху лечили "вшами без наговору: в хлеб закатывают вошь и дают больному "только так, чтобы тот не знал". Причем как в русском, так и в английском вариантах этого суеверия в качестве "гарнира" используется хлеб. Яйца без желтка, называемые в народе "болтунами", "тоже в дело идут. Старухи-ворожки и лекарки их хранят. Яйцо-болтун кладется вместе с трехгодовалым веником, таким же овсом и такою же вербой; берут от каждого понемножку... и заваривают; потом поят больного, одетого в палевую рубаху". Как видим, русской народной медицине также был хорошо знаком принцип "симпатической магии": в качестве средства от желтухи использовалось яйцо без желтка (соответственно, в нем не было желтого цвета). Таким образом знахари полагали, что отвар, в котором разведено такое яйцо, обладал целебными свойствами настоенных трав и должен был "забрать" желтизну больного. По тому же принципу подобия на больного надевалась и палевая рубаха. Согласно русским народным представлениям, чудесное исцеление от желтухи может даровать змея. "В дер(евне) Рубахиной (в 8 в(ерстах) от г. Нижнеудинска) в одной семье была невестка, больная жалуницей. В рабочих семьях не любят больных... "Раз на покосе в полдёнки все легли отдыхать. Все в шалаше уснули, только деверю не спалось. Вот, видит он - к больной невестке подползает змея и, не успел он подняться, проскользнула ей в рот (она давно уж спала с открытым ртом) и ушла в нутро... Побыла там сколько-то время и выползает палева - желтая, смотреть дурно!. . Уползла змея к реке. Должно, обмылась и опять ползет в шалаш. - прямо к женщине. А та спит - не просыпается. Опеть залезла в рот, в нутро. Побыла там и снова выползает - желтая, но уж не такая, как в первый раз. Ушла к реке, обмылась. В третий раз идет. Заползла в рот... Деверь вдруг испугался: "А вдруг змея не выйдет назад... Что-то долго не вылазит"... Нет-нет вылезла она, и желтого на ней так што-нешто... Уползла. "Очистит себе место и останется там, в нутре", - догадался парень и решил убить гадину, как только она подползет к шалашу. Так и сделал. Жар свалил. Все встали. Встала и невестка. Деверь ее спрашивает, что она видела во сне. - "Видела я во сне, будто холодную воду пила. Много воды выпила - и так славно мне стало. И теперь вот так-то легко мне"... Так и вылечилась баба". Подобные рассказы хорошо известны в сибирских деревнях и в наши дни.