Примета: Если в доме закрыты замки или задвижки, душе умирающего нелегко будет покинуть тело. (Повсеместно).
Вот еще одно суеверие XVIII - XIX вв., которое до сих пор встречается кое-где в сельских районах Британии. В XIX в. повсеместно бытовал обычай открывать все двери в доме умирающего, чтобы облегчить борьбу между жизнью и смертью и позволить душе отойти без помех. Почти во всех областях Британии считалось, что человек не сможет умереть до тех пор, пока в доме заперт какой-нибудь замок или засов. Соответственно этому суеверию существовал обычай открывать все замки и задвижки. В "The Times" от 4 сентября 1863 г. помещена заметка о весьма показательном случае с больным ребенком, который произошел в Тонтоне. Ребенок умирал от скарлатины; корреспондент сообщает, что "собравшийся в связи с этим женский совет, решил, что ему не суждено выжить, а посему, следует помочь ему отойти с миром. Для этой цели в доме открыли все двери и окна, ящики и сундуки, а также вынули все ключи из замочных скважин, поскольку здесь считается, что это обеспечивает умирающему быстрый и легкий переход в вечность. Однако ребенок отказался от этой помощи и выздоровел". Упоминание об этом поверье есть в "Гае Меннеринге" (глава 27): "Распространенное убеждение, будто борьба между жизнью и смертью затягивается, если в комнате закрыты двери, все еще разделяется многими суеверными стариками в Шотландии". То же самое суеверие существует и во Франции. И китайцы тоже пробивают дыру в кровле своих жилищ, чтобы душа легче расставалась с телом. Существовало мнение, что владыка чистилища хватает душу, уходящую из тела, и протягивает ее между створками всех закрытых дверей. Таким образом, ущемляемая и стискиваемая душа подвергается жестоким мучениям, и каждая открытая дверь облегчает ее участь. Вплоть до начала нынешнего века немецкие крестьяне старались никогда не хлопать дверями, чтобы не прищемить чью-нибудь душу. Похожая теория лежит в основе действий конголезских негров, когда они не подметают в доме умершего целый год после его смерти, поскольку пыль может содержать тонкую субстанцию улетевшей души или духа. Что это суеверие и сегодня гнездится в умах многих людей, воспитанных в селе в отдаленных уголках страны, мы узнали в конце 1945 г. от одной нашей юной корреспондентки. Девочка (в то время ей было 13 лет) спрашивала нас, почему в тот день, когда умирала ее тетка, все двери в доме были распахнуты настежь (несмотря на зимнюю стужу); а все замки (даже в серванте) - открыты. Она писала, что спросила об этом свою мать, и та ответила ей, что так нужно поступать всегда, но не дала никаких других объяснений. Эта девочка жила в маленькой деревне на севере Шотландии. В русской народной традиции к отпиранию замков прибегали в случаях затяжных, трудных родов. Отпирание замков как магический способ облегчения кончины был известен не столь широко. Чаще в подобных случаях практиковали развязывание узлов, приподнимание крыши, половиц и т. д. "Расстегивая ворот рубахи и развязывая все узлы на тяжелобольном, крестьяне стремились не только облегчить ему дыхание, но и освободить путь душе, покидающей тело. В районе деревень Вегорукса и Ламбасручей (Заонежье) облегчали кончину, раздирая одним рывком нательную рубаху умирающему или вырывая из нее клок материи". Также "облегчить наступление смерти заонежане пытались приподниманием на вершок третьей от восточной стены половицы избы либо половицы-"ходалы", т. е. той, по которой чаще всего ходят. В Великой Губе поднятие половиц в избе заменяли приподниманием трех потолочных досок или третьей доски пола в восточном углу сарая. Те же магические цели преследовал обряд приподнятия шелома над крышей. В Типиницах и Тамбицах он дополнялся выметанием из-под крыши жилища и сарая всех птичьих гнезд. Последнее делалось из опасений, что птицы унесут вместе с душой умершего еще одну или несколько душ обитателей дома". Русские народные заговоры от различных болезней нередко заканчиваются формулой "замкам не отмыкаться" (например, заговор от укуса бешеной собаки) или мотивом выбрасывания в море-океан ключа от замка, что должно символизировать "крепость" ("нерушимость") "тайного" слова. В заговорах и магических действиях замок может упоминаться не только метафорически. Например, "суеверные старухи кладут под порог перед приходом от венца молодых незапертые замки, а потом, когда те перешагнут, защелкивают их, ключ же бросают в воду или в колодезь с тем убеждением, чтобы мужу с женою жить согласно. То же делают при первом приезде жениха в дом невесты, чтобы свадьба была успешнее и выгодный жених не отказался". Особо опасной ("крепкой") считается и порча, сделанная "на замке".