Примета: Если змея переползает дорогу молодоженам по пути в церковь, их брак не будет счастливым. (Повсеместно).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Змея не умрет до захода солнца, даже если разрубить ее на куски. (Повсеместно. То же самое поверье связано с угрем).
Одно из древнейших суеверий, связанных со змеями, утверждает, что тот, кто хочет вечно оставаться молодым, должен есть змей. О нем упоминает Мэсинджер в "Old Law" (акт V, сцена 1):"Недавно перестал он кушать змей, И борода его вновь поседела". Другое английское поверье гласит, что если вырвать язык у живой змеи в день Св. Георгия, закатать его в восковой шарик, а шарик положить человеку под язык, то этот человек расскажет обо всем, что бы его ни спросили. То же самое суеверие бытовало в Богемии. В Корнуолле считают, что рядом с ясенем никогда не бывает ни одной змеи и что ясеневая ветка защищает человека от змей. В связи с этим вот занятная история, извлеченная из корнуолльской литературы. Это рассказ о ребенке, который имел обыкновение делить свой хлеб и молоко с гадюкой. Змея приползала к нему каждое утро и ребенок, очарованный изяществом и расцветкой своей подруги, поощрял ее визиты. Мать ребенка, узнав об этом, сразу поняла, что не сможет запретить ему играть со змеей, когда он остается без присмотра. И она обвязала тело ребенка ясеневой веткой. С тех пор змея больше не навещала ребенка. Но с этого дня он начал чахнуть и вскоре умер от тоски по своей подруге. В русском фольклоре вокруг образа змеи сложился широкий круг разнообразных поверий, примет и легенд, трактующих ее то как зло, напущенное на людей дьяволом (иногда как само воплощение нечистого духа), то как сверхъестественное существо, обладающее магической и целебной силой. "Из других взглядов на змею, глубоко вкоренившихся в сознании народа, достойно внимания представление, будто змея кусает не зубами, а "жалит" особенным ей свойственным "жалом", за которое, вероятно, принимается язык змей. Наши крестьяне уверены, что змея при укушении человека обламывает "жало", наподобие пчелы, и оставляет кусочек его в ране. В связи с таким представлением в лечебниках и травниках... приводятся растения, извлекающие из ран не только "железо", "стрелу", но и змеиное "жало". Помимо того, что суеверные люди боятся ядовитых укусов змеи, они еще допускают возможность переселения змей и других пресмыкающихся во дворы, жилища и даже внутрь человека". От укуса змеи знахари в русских деревнях и сегодня практикуют многочисленные заговоры и различные магические средства. "Огромное большинство относящихся сюда заговоров содержит в себе обращение к царице или царю змей (иногда к самой змее) с просьбой или приказанием унять своих слуг под угрозой призвать для их укрощения Архангела) Михаила, Богородицу и других Святых, которые покарают гадов огнем, громом, молнией". Например, "На море на Есеяне, на большом Буяне стоит куст ракиты, под тем кустом лежит змея лютая - скоропеча, простопеча, медянка, серебрянка, моховая, щелевая, обложная и дорожная. Вас двенадцать сестёр, двенадцать братов: кто из вас подшутил - раба такую-то укусил? Выньте свое жало, выньте свою лютость, выньте свою животость! Не вынете жала - я буду жаловаться Михаилу Архангелу, (он) нашлет на вас тучу, пожгет вас, попекёт вас огнями, моленьями, по чистому полю вихрем разнесёт, не будет вашего праха во имя Господнего!". "При чтении и шептании заговоров употребляются следующие приемы: 1) надавливают укушенное место пальцем, куском железа или монетой; 2) обмывают опухоль непочатой, наговоренной водой и дают ее пить укушенному; 3) дуют, плюют и читают трижды заговор; прикладывают к заговариваемой ране кислое молоко и непочатую воду; 5) бросают в чашу с водой хлебные зерна и кусочки хлеба, после чего воду дают пить больному; 6) обводят вокруг раны 3 раза косточкой и т. п. ". Так же, как и в Англии, в России "повсеместно распространено убеждение, что ясень... гонит и устрашает змей. Сам ясень, его кора, лист, даже зола смиряют всякого гада, лишают его возможности кусаться и повергают в оцепенение... Еще прогоняет змей папоротник, а рута (Ruta graveolens L.) их истребляет. О последнем растении в Курской губ. рассказывают: если рано утром набросать на открытых для солнца местах свежих веточек руты, то все змеи выползут, жадно пожирают ее и вскоре околевают. В Пермской губ. крестьяне приписывают марьиному корню (Paeonia officinalis L.) свойство гнать змей и потому носят его на кресте. Там, где есть это растение, змеи, будто бы, не водятся. Veronica latifolia L. называется пермяками "змеиным скусом", вероятно, вследствие наблюдения, что кисть вероники выходит сбоку и растет выше стебля, который представляется как бы откушенным. В Воронежской губ. этот вид вероники называется "змеиной травой", и существует легенда, будто Бог ее создал для уничтожения ядовитых змей, но одна из них откусила веточку растения с цветком; в ту же минуту у вероники выросло вместо одной четыре верхушки. Пристыженная змея ушла в трущобу, где и пресмыкается, скрываясь от всех. В Томской губ. про другой вид вероники (V. officinalis L.)говорят, что у нее змея откусила верхушку, поэтому крестьянки кладут цветок вероники в башмаки, когда идут по ягоды, чтобы змеи не укусили... В заговорах от укушения змей упоминаются Крестное древо, Св. Камень, Иордан-река. Главная же роль в них отводится Пресв(ятой) Богородице, которая в глазах народа является спасительницей от змей. Имя Марии переносится и на главную змею, могущую унять своих слуг - младших змей. Далее, христианская символика связывает со змием Георгия Победоносца и Св. Павла, которые помогают от него. Наряду с суеверным страхом перед змеями наш народ, подобно тому, как это было в древности, приписывает им силу целительную, охраняющую и удлиняющую жизнь человека. По народной сказке, змея знает "живую воду", с которой нераздельны понятия здоровья, красоты, заживления ран и воскрешения мертвых... Крестьяне и теперь носят на шее ладонки со змеиной шкурой от лихорадки". В Ярославской губернии "молодые, отправляясь в церковь, захватывают с собой секретно змеиную чешую, найденную в лесу и засушенную; она должна предохранять от всякой порчи". Употребление змей в пищу в обеих традициях считается сильнейшим волшебным средством. В Англии это поверье трактуется как способ "вечно оставаться молодым". В России крестьяне верят, что человек, отведавший мясо змеи, сможет понимать язык растений и животных. "Интересная легенда на сей счет записана в Яренске (Вологодской губ.). Некий барин ходил в лес, собирал там змей, что с короной на голове, а дома приказывал слуге готовить себе из них пищу. Змеи имели то свойство, что поевши их, человек начинал понимать разговор огня с огнем, травы с травой. Барин подслушивал в лесу разговор трав и записывал их целебные свойства. Раз, следом за барином, пошел в лес слуга и услышал разговор трав, что заставило глупого парня рассмеяться. Барин спросил его: "Чего смеешься"? - "Ничего, так", - ответил слуга. Барин велел ему оборотиться, после чего тот перестал понимать язык трав. От этого барина и пошли травники, цветники, стали потом знать пользу растений". "По мнению крестьян Витебской губ., видеть во сне змей, ужей и прочих гадов хорошо: в доме можно ожидать благополучия; о сновидце идет благоприятный говор. Таким образом, на Руси сохранилось некоторое почитание змей". В русской народной традиции змеи (впрочем, как и все земноводные) широко применяются не только в качестве лекарственного средства, но и в любовной и вредоносной видах магиях. Так, например, для того, чтобы добиться любви девушки, надо поймать змею, "продеть сквозь змеиные глаза иголку с ниткою и говорить: "Змея, змея! Как тебе жалко своих глаз, так чтобы раба такая-то любила меня и жалела". Потом, когда бывает вместе с любимым предметом, должно продеть этою иглою с ниткою платье так, чтобы этого никто не заметил. В противном же случае чары остаются ничтожными. Когда это будет приведено в исполнение, тогда начинается любовь и продолжается дотоле, пока будет находиться нитка в платье. Кроме этого, влюбленный должен взять с собою змею, вытопить из нее сало и сделать свечу, которую нужно носить с собою. Если он будет замечать охлаждение в любви, тогда должно зажечь змеиную свечу, и любовь снова возгорится. Когда же вся сгорит свеча - тогда любовь на веки простывает". "Парни ст. Слепцовской (Терской обл.), чтобы приворожить любимую девушку, носят высушенные части лягушек, змей и других животных. Иногда в ладанки зашивают кусочки "змеиного корня". Простолюдины верят, что такие амулеты помогают от чар и болезней, стяжают носителю их любовь". Змеям, ужам и ящерицам повсеместно приписывалась магическая способность "заползать в рот спящим в поле или в лесу, при чем они обыкновенно видят во сне, что глотают что-нибудь холодное. Попав "в нутро", животное поселяется там, движется, "ходит, сосет, гложет" внутренности и даже производит потомство". Именно так еще недавно в деревнях объясняли многие заболевания желудочно-кишечного тракта. Знахари выманивают земноводных "наружу при помощи зеркала, поставленного против больного. Для вызова змеи в зеркале должны отражаться поставленные на блюдечке ягоды (клубника и вишни), а для глиста, требующего водки (солитера?), - рюмка водки". Змея может заползти внутрь человека и в результате колдовского напущения: "Молва народная гласит, что чародеи могут испортить человека за тысячу и более верст, выпуская из-за пазухи змею или ужа, которые залезают в чрево, и тогда кликуша чувствует, что порча подкатывается под сердце и лежит, как пирог". "В селениях Тульской губернии замечают, что с (12 июня, дня Св. Исаакия)... бродят змеи по лесам станицами и что их тогда убивать очень опасно. Поселяне думают, что змеи тогда идут поездом на свои свадьбы, и что каждому встречному готовы мстить без милосердия, и что от укушения змеи в этот день ни один колдун не может заговорить". Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам". Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы". В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. - И оны прямо вот дорогой идут".