Примета: Бодливой корове Бог рогов не дает.
Последнее суеверие процитировал Шекспир в комедии "Много шума из ничего", акт II, сцена I. Суеверие, связанное с лютиками, -чистый нонсенс, ведь коровы всячески избегают есть эти тошнотворно-горькие цветы. Мы много раз наблюдали, как коровы объедают всю траву вокруг лютиков, оставляя их нетронутыми. Но фермеры любят, когда на пастбище много лютиков, потому что эти цветы предпочитают здоровые сухие почвы, способствующие произрастанию сочных трав. Другое суеверие, связанное с коровами, было распространено на Севере Англии и в Уэльсе. Здесь было принято скармливать рождественский пучок омелы первой корове, отелившейся в новом году. Делалось это для того, чтобы молоко всех коров годилось для сбивания масла - ибо считалось, что омела защищает от колдовства, которое не дает маслу сбиваться. В Уэльсе ветку омелы обычно давали в первые часы нового года той корове, что должна была первой отелиться в этом году. В сельских районах Уэльса для этой цели после Рождества хранят большое количество омелы. В Ирландии, если корова заболевает без видимой причины, считается, что она съела некоего жука, которого называют "derib". Это насекомое живет в канавах и водоемах со стоячей водой. Старинный способ лечения предписывал трижды хлестнуть животное поперек поясницы каким-нибудь предметом одежды, принадлежащим человеку по фамилии Кэссиди. Но почему же именно Кэссиди?Статью о суевериях, связанных с коровами, непременно нужно проиллюстрировать примером из "Folklore of the Northen Countries" Хендерсона. Это история о том, как у одной бедной старухи из Нортамберленда вдруг заболела корова. Далее предоставим слово самой героине рассказа: "Я решила пойти к священнику, потому как думала, он может чем-нибудь помочь; так, значит, пришла я к священнику и говорю: "Корова моя заболела; не соизволите ли, батюшка, прийти и помолиться, чтобы она выздоровела?" Он ответил: "Хорошо, Дженнет, я приду". И пришел, и положил свою руку ей на загривок и сказал: "Если будешь жить - живи, если умрешь - умри". -И с этого часа она начала выздоравливать. На другой год заболел сам священник, и я пришла его навестить - человек он был очень хороший. Прихожу- а он лежит в постели, тогда я положила руку ему на плечо и сказала: "Если будешь жить - живи, если умрешь - умри". Он рассмеялся, и с этой минуты пошел на поправку". Следует добавить, что священник страдал от гнойной ангины, а от внезапного смеха гнойник в горле может лопнуть. В Шотландии в старину было распространено предубеждение против белых коров. Считалось, что их молоко хуже, чем молоко бурых коров, которым шотландские крестьяне одно время и отдавали предпочтение. Весьма возможно, что за этим суеверием стоит более глубокая причина, состоящая в запрете на потребление продуктов от священного животного; вспомним, что белые животные до сих пор окружены культом во многих странах Востока. В Сиаме почитают белых слонов. Белые волы пользуются особым уважением в Африке. Священный белый вол когда-то жил в Афродитополисе, одном из городов Аравии. И даже более того - в древнем Египте животное, имеющее хотя бы одну белую шерстинку, могло быть посвящено в жертву богине Изиде. В Китае наибольшим уважением пользовались белые кони. В русских деревнях и сегодня повсеместно с коровами связано множество суеверий и обрядов. Знахарки отчитывают болезни коров, снимают с них порчу и сглаз, с помощью заговоров увеличивают надой молока и т. д. Сам перечень магических приемов, применяемых крестьянами в ситуациях купли-продажи, дарения, заболеваний животных занял бы несколько страниц данной энциклопедии. Ограничимся здесь приведением наиболее типичных поверий: "Если у кого корова убегает на прежнее место, откуда она куплена, то, чтобы отучить ее от этого, хозяйка обмывает квашню, в которой творится хлеб, и этой водой поит корову; прежняя же хозяйка должна прогонять ее от себя помелом; после этого корова уже не будет больше убегать. Петуху в подобных случаях обмывают водой ноги и поят его этой же водой. Купив лошадь или корову и выведя их из прежней деревни, вырывают с корнем первый попавшийся кустик, стегают им животное и затем бросают назад по дороге. Этот обряд тоже имеет назначение отучить новокупленную скотину от возвращения на прежнее место. Ведя корову продавать на ярмарку, останавливаются на самом перекрестке, доят корову и затем полученным молоком обмывают ей копыта и делают крест на крестце. Делают это в виду того, что на ярмарке бывает всякий народ, и корову могут сглазить, а теперь крест на крестце предохраняет ее от этого. Когда купят корову, а скот уже выгнан в поле, многие хозяева берут кусок хлеба, дают его обнюхать всем коровам в стаде, а затем скармливают его своей корове. После этого корова будет хорошо доиться все лето, и настой сметаны на молоке будет больше обыкновенного, так сказать, перейдет от коров, обнюхавших хлеб. Другое средство увеличить "снёмок" сметаны в крынках, - ставить их, когда они пусты, непокрытыми, а то хозяин или домовой не любят покрытых крынок". Чтобы корова приходила домой, надо дать ей съесть кусок хлеба с печной заслонки, когда в первый раз после зимы выгоняют ее в стадо. "Когда корову подведут к дому нового хозяина, то последний должен встретить новокупку из открытого окна своей избы хлебом с солью и скормить его новокупке. Последняя называется еще "новолитка" от обычая "пить новые литки". Далее: когда новокупленную скотину вводят во двор, то хозяин должен у подворотни постлать свой пояс, который сам всегда носит. Кладется еще и замок, которым запирается дом. Новокупка должна через замок (или через железо) и пояс перешагнуть. Замку, и вообще железу, придают волшебную силу: скотину, перешагнувшую через них, никто не уведет со двора. Если у кого-либо корова сломает рог, то непременно надо рог найти и опустить в свой колодец. Это связано с поверьем, будто бы от сломанного рога убавляется удой скота". Когда стадо выгоняют пастись, "должно с когтем "лева-зверя" (за который нередко выдают клюв гагары) обойти кругом стада коров и при том шептать следующее:Обхожу я, раб Божий, с когтем лева-зверя мое милое стадо, крестьянский живот. Как мои коровушки до сей поры боялись медведя, так теперь да боится медведь моих коровушек; а к этому моему слову небо и земля - ключ и замок; аминь". "Когда корова долго бегается, но не может взяться (ну, забеременеть!), старухи учили поскрести завер(т)ку от саней - веревошну ли, из прутьев ли, все равно - и поскрёбыши скормить с хлебом корове". Еще лучше, если удастся воспользоваться случайно найденной заверткой". Если корова "тела не держит" - "как ни корми, всё плохонька, быдто голодна... Дашь корове сенца, так потом вилы-то клади не благословясь: "хозяин" этого не любит... Давай сена, а сама говори: "Восподин хозяин и хозяйка, накормите мою пеструху (ча-луху ли, чернуху), по шерсти почешите!" Так до трех раз. Дашь сена и брось вилы чернем-то в угол, а развилкой к себе. Вот "хозяин" и пойдет по шерсти твою скотинку гладить". В русском фольклорной традиции бытуют сюжеты, схожие с историей (о корове и священнике), приведенной Хен-дерсоном в "Folklore oftheNorthen Countries". Например:"Заболела у меня дочка, и вот кричит и кричит. День кричит, ночь кричит, ни ест, ни пьет, всё плачет. Я с ней намучилась, недели две маялась. Ну, что делать? Надо в больницу везть. А дело было летом, и вот раз выхожу с той-то девочкой на улку, гля - идут по деревне цыгане: две бабы и мужик. А я с той-то девочкой стою коло крылечка, она всё - хны, хны! Подходит ко мне цыганка, немолодая уже, говорит: "Что, молодка, у тебя ребеночек плачет?" - "Да вот, - говорю, - вторую неделю мучаюсь - кричит, ничего не ест, к бабкам носила - не помогло". Она так-то мою девочку взяла, поглядела. "Пойдем, - говорит, - в хату". Заходим, она ребеночка кладет в люльку, руку ей на головку положила и говорит: "Если будешь жить - живи, а умрешь - так умри". И пошла - ни денег, ничего не взяла. И моя девочка уснула. И вот она спала день, ночь, и еще день, а уж к вечеру проснулась, и стала есть, и начала поправляться, и всё наладилось. Вот цыганка помогла".
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если доярка не вымоет рук перед доением, у коровы усохнет вымя. (Повсеместно. Впрочем мы подозреваем, что это превосходное суеверие придумано каким-нибудь фермером, дабы приучить своих доярок к чистоте).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если корова ест лютики, из ее молока выйдет больше масла.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если корова трижды промычит тебе в лицо - жди смерти.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Чтобы предохранить своих коров от беды, в день летнего солнцестояния облей горло каждой коровы святой водой и спой им по-латыни "Символ Веры". (Сомерсет).