Language translation

Твоя Йога. ЛИХОРАДКА. Народные приметы. Значение и толкование.
Your Yoga
Единство. Свет. Любовь.
Единство. Свет. Любовь.
назад | поиск | печать | отправка | главная

Приметы
Что ЭТО значит?

Приметы

Объявления

Меню

Your Yoga

ЛИХОРАДКА

Приметы Примета:
Если ты хочешь избавиться от лихорадки, выйди ночью на перекресток, совсем один, и в тот миг, когда часы начнут бить полночь, трижды повернись вокруг себя и по самую шляпку вбей в землю большой гвоздь. Пока часы еще не пробили двенадцать, ты должен задом наперед отойти от гвоздя. Лихорадка покинет тебя и перейдет к тому, кто первым наступит на этот гвоздь. (Суффолк, ок. 1600).
Во все времена и во всех странах считалось, что пронзить или пригвоздить зло, а также перенести его в другой предмет, одушевленный или неодушевленный, - это самое верное средство против колдовства; а в средние века с колдовством связывали практически все болезни. Лихорадка же всегда считалась болезнью, особо подверженной влиянию чародейства. Аборигены Центральной Америки, не имеющие понятия о чарах, практикуемых в Британии, так же точно прибивают болезни к деревьям, чтобы излечиться от них. Плиний в своей "Естественной истории" (XXYIII, 63) рассказывает, что подобная практика бытовала на заре римской истории. Теме перенесения зла далее будет уделено больше внимания. Здесь же мы отметим способ лечения лихорадки, записанный Хендерсоном на Севере Англии. По совету старого батрака он отрезал своим ножом прядь собственных волос, намотал их на длинную булавку и воткнул ее в кору осины, сказав при этом : "Осина, осина, прошу тебя, трясись теперь вместо меня". "И с тех пор, - заявляет он, - лихорадка не беспокоила меня ни разу". Генри Уикхэм описывает лечебную грамотку, обнаруженную на шее мертвеца в Херстпьерпонте (Суссекс). Текст, написанный на бумаге, приводится ниже:"Когда Христос пришел на Крест ради спасения рода людского, Он дрожал, и Крест Его трясся. Первосвященник спросил его: "Ты боишься или тебя лихорадит?" И Он ответил: "Я не боюсь, меня не лихорадит", - и кто поверит в эти слова, никогда не будет страдать от жара и лихорадки. Да будет это и с тобой тоже". Эта грамотка датирована 1708 годом; подобные средства распространены в северных районах Британии, граничащих с Шотландией, и по сию пору. Другая такая грамотка описана в "Notes and Queries" одним священником. Услышав о женщине, которая с помощью чародейства навсегда избавилась от лихорадки, он разъяснил ей всю греховность этого суеверия и предложил ей выбросить грамотку. Женщина очень долго отказывалась, поскольку боялась, что лихорадка вернется к ней. Наконец, она все же поддалась на уговоры и отдала священнику грамотку. Он развернул ее и прочел следующее:"Лихорадка, прочь ступай и в аду меня поджидай". Женщина (респектабельная вдова) пришла в ужас и сказала, что если бы она знала об этом раньше, то предпочла бы страдать от лихорадки. В Девоншире верили, что лихорадку можно прогнать, если закопать под порогом своего соседа мешочек с обрезками ногтей мертвеца и клочками волос с его головы; как только мешочек будет закопан, лихорадка перейдет к соседу. В Сомерсете и прилегающих графствах больной лихорадкой запирал в коробку большого паука. Как только паук умирал, умирала и лихорадка. Во Фландрии паука, заключенного меж двух скорлупок грецкого ореха, вешали на шею больному лихорадкой; этот обычай до сих пор сохраняется в наиболее удаленных районах. В Уэльсе лечение состояло в том, что больной переправлялся через реку или озеро к дуплистой иве, три раза дул в дупло и возвращался домой, не оглядываясь и не говоря ни слова. После этого он должен был исцелиться. В Линкольншире лечение от лихорадки заключалось в прибивании трех лошадиных подков на ножку кровати больного; поверх них крест-накрест прикрепляли молоток. Предполагалось, что, когда "старый Ун" придет трясти больного, подковы и заклинание защитят последнего "надежнее, чем церковный шпиль". Заклинание следовало произнести, держа молоток в левой руке и слегка постукивая им по подковам:"Сын, Отец и Дух Святой, Совладайте с Сатаной!Три гвоздя забью глубоко:Раз - для Бога, Раз - для Вода, Раз - для Лока". Весьма примечательная смесь христианства и язычества: Вод и Лок - это древние скандинавские боги Водан и Локи. Чрезвычайно интересную историю о чарах против лихорадки поведал в 1709 г. сэр Джон Холт, Генеральный Судья Королевской Скамьи. Еще будучи молодым повесой, Холт как-то раз случайно оказался вместе с друзьями на деревенском постоялом дворе. С дочерью хозяйки случился приступ лихорадки, и хозяйка опасалась, что болезнь вернется, хотя она уже потратила много денег на докторов. Холт пообещал ей, что никаких приступов больше не будет, написал на клочке пергамента несколько слов, свернул его в трубку и сказал, чтобы девочка носила его на запястье, пока не выздоровеет. За неделю, пока Холт с друзьями жил на постоялом дворе, с ребенком не случилось ни единого приступа. В результате благодарная мать отказалась принять от Холта плату за проживание. Спустя много лет Холт, уже будучи судьей, снова оказался в этом графстве, и одно из дел, представленных на его рассмотрение, касалось женщины, которая слыла ведьмой и обвинялась в колдовстве. Обвинители утверждали, что у нее есть заклинание, с помощью которого она может лечить больную скотину и насылать порчу на здоровую. Женщину изобличили в применении заклинания, которое было предъявлено суду в качестве вещественного доказательства. Судья Холт потребовал, чтобы ему показали это заклинание. Оно оказалось в грязном клубке, завернутом в какие-то тряпки, перевязанные бечевкой. Размотав этот клубок, судья нашел внутри "талисман" собственного изготовления. Он тут же объяснил суду это происшествие и рассказал, что так называемые колдовские чары - всего-навсего клочок пергамента, который он исписал много лет назад. В результате обвиняемую освободили и ее дело стало последним делом о колдовстве, слушавшемся в графстве. Эта история пересказана в "Medical Superstitions" Петтигрю. Историю о средствах от лихорадки можно завершить цитатой из "A Closet for Ladies and Gentlewoman", опубликованного в 1611 г. "Приготовьте посеет* с белым вином и снимите с него пенку. Возьмите навоз жеребца, по возможности более теплый, и смешайте его с напитком, добавьте немного Metridate, Cardus Benedictus и рог единорога, а если нету рога единорога, то возьмите слоновой кости или рыбьего зуба и дайте больному выпить с утра натощак. Повторите лечение два или три раза подряд". Лихорадка была одним из самых страшных заболеваний в России, "одно название" которого еще семьдесят лет назад заставляло русских крестьян суеверно "отплевываться". Пожалуй, нет другой такой болезни, с которой было бы связано столько народных легенд, поверий и примет; от которой практиковалось бы такое количество снадобий, заговоров и магических действий. "Русский народ считает лихорадки происходящими от нескольких сестер, дочерей Иродовых, лихоманок, простоволосых дев, проклятых богом за смерть Иоанна Крестителя. Число их в различных местностях определяется различно: то 3, то 7, 12, 77 и даже 99. Местами существует поверье, что у них есть и братья, действующие наравне с сестрами. Лихорадки живут по преимуществу в воде или около нее, зимой же ищут приюта в теплых избах. Все они, по народному воззрению, сладострастны, любят хорошо покушать, понежиться, но в то же время легковерны, недальновидны, трусливы и брезгливы. Движимые сладострастием, лихорадки стараются уловить в свои сети всякого неосторожного человека, который бывает часто у воды или в воде, или спит на земле, пригретый солнышком. Чаще всего они преследуют человека весной... Облюбовав сонного человека, лихорадка обыкновенно его целует, что и обозначается появлением на губах заболевшего мелких пузырьков (herpes labialis); затем, время от времени, она заключает избранника в свои объятья. Если в данное время у каждой из сестер, равно как и у братьев, по несколько возлюбленных, то и посещают они их не ежедневно, а через день, два, три и т. д. ". Имена сестер-лихорадок, "по одному заговору, следующие: "Огнея, Гнетея, Знобея, Ломея, Пухлея, Скорохода, Дрожуха, Говоруха, Лепчея, Сухота и Невея". Большая часть этих названий понятна сама собою, - они обозначают отдельные, наиболее выдающиеся припадки болезни, каковы: жар, угнетение, озноб, ломоту в теле, дрожание челюстей или, может быть, бред (Говоруха), или - последствия болезни: водянку (Пухлея), исхудание (Сухота). Имя "Невея" происходит от древнерусского слова "Навий" - мертвец". "Лихорадка у нашего простонародья, кроме названий, характеризующих болезнь по ее припадкам и последствиям, каковы: "трясовица, трясь, знобуха, холодная", называется нередко еще ласкательными или родственными именами, например): "добрая, добруха, кума, матушка, сестра, тетушка", или, наконец, о ней говорят в третьем лице: "она трясет". "Многие видели лихорадок во время приступов, обыкновенно в виде женщин, одетых во все белое (как одевают в крестьянстве мертвецов), без пояса и с распущенными, непокрытыми волосами ("простоволосых"):Одна древняя деревенская старуха с клятвою уверяла..., что она во время Христовой Заутрени (на первый день Пасхи), не имея возможности по случаю лихорадки отправиться в церковь, видела, вышедши со страстною свечою на задний двор, как лихорадки в виде "девок в длинных белых рубахах, с распущенными косами", перебежали плотину и с воем бросились в пруд". По словам народного заговора, лихорадка поражает тех, "кто много беспрестанно спит и ест, не молится, и кто без молитвы Иисусовы спать ложится, и кто молитвы Иисусовы не творит вставая, не перекрестится, и кто в праздники Господни блуд творит и нечист ходит". "С ветру нападает, ступишь не благословясь, с печали, от дурного слова, с испугу, от простуды", - вот те причины, которые могут вызвать эту страшную болезнь". Среди многочисленных русских заговоров от лихорадки встречаем текст с тем же мотивом, что и в английской грамотке, - дрожание Христа на кресте: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Во святую Великую Пятницу, егда распяли Жидове Господа нашего Иисуса Христа, он же, на кресте вися, дрожал, Жидове же, окрест стоя, смеяхуся и глаголюще: "О чем, Иисус, дрожишь?" Иисус же: "Аз, рече, в себе не дрожу немощи ради студеныя, но страсти ради великия". И паки Иисус сам о себе моляшеся, ко Отцу рече: "Отче, молю ти ся, даси всем, страсть мою поминающим, молитву сию носящи при собе от всех трясавиц избавлени". Как в английской, так и в русской традиции лихорадке нередко приносились откупительные жертвы, причем ритуальным местом таких подношений в обеих традициях выбран перекресток. Согласно английскому поверью, больной закапывал свежеснесенное яйцо. Подобные- магические средства, имеющие цель умилостивить лихорадку, распространены "в различных вариантах по всей средней России. 1) Пекут двенадцать пирожков или пряников, идут с ними на перекресток улицы или в лес, кладут эти пирожки, завязанные в салфетку, на землю и приговаривают:"Вот вам, двенадцать сестер, хлеб-соль, полноте меня мучить и отстаньте от меня!"2) Берут в правую руку горсть пшена, идут к реке и, оборотясь к ней задом, говорят:"Лихорадки, вас семьдесят семь, нате вам всем!"Бросают потом пшено через голову". "Весьма видное место, в ряду различных способов лечения лихорадки, занимают различные амулеты, или, как у нас их называют, "ладанки". Ладанки, которые обыкновенно носят на шейном гайтане, рядом с крестом, состоят из молитв, заклинаний, заговоров или различных предметов, обладающих, по мнению народа, свойством прогонять болезнь или предупреждать ее появление. Обыкновенно ладанки зашиваются в кусок чистого холста, ситца и т. п. ". Англичане также носили на шее амулеты от лихорадки, в частности пауков. Причем в случае, если больной носил амулет "с грамоткой", т. е. молитвой, то он не знал ее содержание. Например, английская "респектабельная вдова" только от священника узнала "ужасные слова" своей грамотки. В русской традиции встречаем: "знахарь в виде амулета вешает на шейный крест больному бумажку... при клятве не развертывать ее, а по прошествии урочнаго времени больной возвращает амулет знахарю". Иногда русские амулеты от лихорадки "состоят из совершенно непонятных в настоящее время формул, так называемых) "каббалистических". Нередко такие формулы пишутся на различных более или менее удобно съедаемых предметах, напр (имер), хлебной корке, прянике, бумаге, и больной, чтобы излечиться от лихорадки, должен съесть их в известное время и с известными приемами. Таковы, напр(имер), следующие три формулы, из которых последняя имеет у нас широкое распространение. 1. "Азия, Озия, Елозия". Пишется на трех хлебных корках, которые кладутся в божницу, за образа, на три дня, затем дают их съедать натощак больному, три дня сряду, по одной. 2. "Пикус, Пакус, Лапакус (или Апакус)". Пишется на трех бумажках, которые и заставляют больного съесть. Что написано, он не должен знать, иначе лечение будет неудачно. 3. "Абракадабра". Лечение продолжается 11 дней, сообразно количеству букв, составляющих формулу, таким образом: в первый день больному дают съесть бумажку, на которой написана полная формула, на второй день съедается бумажка с надписью "бракадабра", на третий - "ракадабра" и т. д., каждый день откидывая от формулы начальную букву. Таким образом, на 11-й день съедается конечное "а" формулы и лечение заканчивается". "Кроме "Абракадабры" при лечении лихорадки применяется и другая талисманическая формула: "Сатор арепо тенет опера ротас". "Ее надо написать на бумажке три раза, с Иисусовой молитвой". Иногда эта формула пишется на четырехугольном куске бумаги следующим образом, зашивается в ладонку и носится" на шее". "В некоторых уездах Казанской губернии больному лихорадкой дают пить воду, постоявшую некоторое время на щепах, отодранных краем нового колокола от тех бревен, по которым его втаскивают на колокольню". Одним из средств от лихорадки считалась змеиная кожа: "Змеиной выползок", зашитый в воротник или запястья рубахи, предохраняет от заболевания лихорадкою". Русские крестьяне также используют атрибуты "мира мертвых" в качестве магического средства от лихорадки: "Потихоньку от больного идти на кладбище, отсчитывать от первой могилы, какая попадется, девять могил, с девятой могилы взять земли, завязать в три узла и надеть на больного так, чтобы он не знал. После 12 дней снять, и лихорадка бросит". (Ср. английское поверье о ногтях и волосах мертвеца). У русских, равно как и у англичан, больные лихорадкой практиковали "пересаживание" болезни на осину: "Больной должен выбрать не толстую осину, пригнуть ее к земле и, сняв пояс, привязать ее к корню близ стоящего дерева, потом пятиться задом до тех пор, пока не потеряет дерева из виду, потом поворотиться в левую сторону и идти не оглядываясь, кто бы сзади ни звал; если оглянуться - лихорадка вернется". Один и тот же выбор дерева можно объяснить "специфическим" свойством осиновой листвы - дрожать при отсутствии ветра, - что способствовало рождению в различных фольклорных системах одинаковых ассоциаций. Вместе с тем в русской народной медицине "обычным средством (от лихорадки) является густой отвар осиновой коры: его пьют три раза в день перед "вытью" (едой)". Так же, как и в русском поверье об осине, в магическом действии англичан с использованием ивы актуализируется запрет оглядываться назад - на дерево, которому больной "передал" свою болезнь. Английское средство избавления от болезни с помощью забитого гвоздя требует от заговаривающего возвращаться "задом наперед" (ср. в русском поверье "пятиться задом"). Это своеобразный способ "обмануть" лихорадку. Она не сможет догнать свою жертву, так как не найдет его следов - следы ведут только по направлению к заветному предмету и отсутствуют в направлении от него. Как и прочая нечистая сила, лихорадка боится железа и лошади. Приведенный ниже обряд избавления от лихорадки, включавший использование ножей и лошадиного копыта, практиковался в Восточной Сибири. "Лечение обставляется следующим образом: больного по зорям выводят на улку и ставят под курицу; около ног втыкают в землю два ножа, а к ним приставляют лопатку, которою берут тесто из квашни, так, чтобы она черешком опиралась на ножи. Здесь больного обкачивают остывшим отваром ("срозь сита, а то срозь решета") шести, девяти или двенадцати трав. При обкачивании наговоры читаются редко; вообще, при лечении травами редко "шопчут"... После обкачивания больной уводится "взадпятки" до постели и остается в ней до тех пор, пока не обсохнет; хорошо, если уснет. Считается желательным "сделать" шесть утренних и шесть вечерних зорь, иначе, если "не доладишь", опять может "хватить"... Необходимость возвращения "взадпятки" объясняют так: лихорадка, которая рисуется воображению простолюдина в виде живого существа, видя, что "слёдья" преследуемого ею человека лежат "не в избу, а из избы", уйлет по ним от больного. Также под подушку больному кладут нож-поскребок: "все-таки хлебное, пользительное". После окачивания водой рекомендуется окурить больного в постели. Для этого пользуются "раковиной" (обрезок лошадиного копыта), которую смачивают в смоле и кладут в черепок или на заслонку "в жар" (горящие угли). Дымом окуривают больного, которого, вместе с дымящимся черепком или заслонкой, наглухо накрывают одеялом, однорядкой* или шубой. Если при этом больной будет чихать, - значит, дело идет на поправку, а если больной и задыхается от дыму, да не чихает, - должен умереть". В русской традиции встречаем аналогичные английским магические способы исцеления от лихорадки, основанные на вере в возможность передачи болезни другому человеку: "Больной должен выкупаться в платье и оставить его в воде. Это значит "топить лихорадку". Платье из воды самому брать нельзя, иначе лихорадка вернется. Кто вытащит платье, к тому перейдет лихорадка". В некоторых русских локальных традициях практикуется "проклинание" лихорадки: "Больной должен идти в баню, встать к бане спиной, а лицом из бани, снять пояс, если больной мужчина, - то и пантолоны, если женщина - расплести косы, просунуть голову между ног и прокричать три раза: "Будьте вы прокляты, все лихорадки!" - потом бежать не оглядываясь назад, и лихорадка отстанет... В каждой деревне, в каждом селе имеется в обиходе запас своих эмпирических средств (от лихорадки). Наиболее употребительные и распространенные между ними суть: майская полынь, кора ивы или вербы в виде водных или винных настоев, чай из трефоли, черный или белый зерновый перец и т. п. В некоторых местностях употребляют деготь пополам с яичным желтком (действует как рвотное), настой живых раков и лягушек на водке. Очень хорошим средством в западных губерниях считается "выкусить и съесть кусок между задними лапами лягушки"... В Вятской губ. больным лихорадкой дают глотать во время озноба три градины и заставляют кататься по полу до изнеможения. Но народ плохо верит в действительность одних эмпирических средств и употребляет их лишь в слабых случаях болезни или в начале ее. И тогда, впрочем, употребление лекарств обставляется обыкновенно какими-нибудь мистическими приемами, напр(имер), принимают лекарства по зорям, всего лучше "на утреннюю зарю, натощак, "на пустое брюхо". (Тот же прием используют англичане, принимая от лихорадки "натощак по семь листьев щавеля"). После приема лекарства сплевывают через левое плечо, кланяются перед принятием его "на все четыре стороны" и т. п. Вместо коры вербы нередко прогладывают головки ее, в количестве 12 штук - 6 на утреннюю и 6 на вечернюю зарю, срывая эти головки с освященного прута, т. е. с того, с которым стояли всенощную или утреню на Вербное Воскресенье. Это средство не только избавляет от лихорадки уже существующей, но и предохраняет от ее последующего появления". "Иногда лихорадку стараются "перевести с с е б я " на какого-нибудь другого человека или даже на животное - собаку, кошку, птицу (ср. аналогичное английское поверье о "передаче" лихорадки собаке посредством лепешки). Иногда лихорадку "обманывают". Для этой цели на дверях избы больного пишут, что его нет дома". Согласно русским народным представлениям, лихорадка брезглива. С целью избавления от болезни больного мазали навозом, сажей и т. д. Применяли "против лихорадки такое средство: из бумаги делали грубую "маску" (достаточно вырезать глаза, нос и рот). "Когда пойдешь до ветру за большим, накрой все (испражнение) маской, поцелуй ее, поклонись и скажи: "прощай, кумушка!" Три раза плюнь и взадпятки уйди". "Старушки, известные на Руси под именем бабушек-повитушек, справляют (15 января, в день Св. Сильвестра)... смывание лихоманок. Обряд и верование заключается в следующем:В селах думают, что лихоманки выгоняются из ада морозом, ищут пристанища по теплым избам". Поселиться они могут только в доме виноватого, т. е. человека грешного. "Лихоманки бывают тощие, слепые, безрукие... Заботливые бабушки, спасая людей от лихоманок, ходят по домам смывать притолоки. Все это делается потихоньку от мужчин. Зоркий глаз старика здесь считается опасным, а молодым нет доверия. Рано, на заре, бабушка является по приглашению во двор. С нею всегда есть запас: четверговая соль, зола из семи печей, земляной уголь, выкапываемый на Иванов день из-под чернобыльника. Старая женщина в доме встречает бабушку у ворот с хлебом-солью, с низким поклоном, с ласковым словом "добро пожаловать". Не входя в избу, бабушка начинает обмывать своим снадобьем притолок, а после вытирает чистым полотенцем. Подарки и угощения оканчивают обряд смывания. После сего уже на целый год остаются спокойными от посещения лихоманок. Если случится с кем-нибудь беда, то уже за верное полагают, что она была напущена в чужом доме по ненависти злых людей". Начиная с 10 марта, со дня Св. Тарасия-кумошника русские крестьяне переставали "спать вечером. Недальновидным они тогда говорят: "кто спит под вечер в феврале (марте - по н. ст. ), тот наспит кумаху", т. е. лихорадку. "Больных, страждущих весенними лихорадками, в Тульской губернии начинали поить с (11 мая, дня Свв. Максима и Ясона)... березовым соком. Перед этим временем всегда их купали в дождевой воде, а другие - вытирали сбереженным мартовским снегом. День ясный и теплый всегда предвещал больным здоровье. В туманные и холодные дни никто не прибегал к этому средству. Суеверные старушки... с обетными ладанками выходили на перекрестки и дожидались попутного, теплого ветра с юга. По их понятию, ветер южный приносил с собою здоровье и поселялся в обетную ладанку, которую после надевали на больного".

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Облепи паука изюмом и проглоти - лихорадка пройдет. (Распространено во всех областях Англии).

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Прими порядочную порцию эликсира и повесь на шею трех пауков - лихорадка пройдет. (Беркширское чародейство, о котором сообщил английский антиквар Ашмол, успешно применивший его к себе самому).

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Разломи соленую лепешку из отрубей и скорми ее собаке, когда с тобой случится приступ; тем самым ты передашь ей свою болезнь. ("The Gentleman"s Magazine", 1787).

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Чтобы избавиться от лихорадки, семь дней подряд каждое утро съедай натощак по семь листьев щавеля.

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Чтобы излечиться от лихорадки, пять раз подряд выходи в полночь на ближайший перекресток, а затем закопай там свежеснесенное яйцо. Вместе с яйцом ты закопаешь и лихорадку. (Дус называл этот ритуал наиболее распространенным в Экстере).

~~~~~~~~~~~~~~~

Смотрите также:

  1. Сонники и толкования сновидений в он-лайн - большой сонник с большой базой данных толкований.
  2. Нетрадиционная медицина - сборник народных рецептов.
  3. Настроение - поднимите себе настроение при помощи виртуального общения.
  4. Юмор и антистресс - снятие напряжения.

Вернуться в начало раздела: Приметы

Вы можете также: Скачать интересные приметы.

Перейти в раздел: Психологические тесты и программы.

Сайт: www.youryoga.org
© Copyright 2003-2024 Your Yoga | на главную | новости