Примета: Согласно русским народным представлениям, беременная женщина находится в опасной близости от "черты", разделяющей мир земной и мир потусторонний (т. е. жизнь и смерть), и вследствие того особенно подвержена порче и сглазу. Свое положение она должна была держать в тайне даже от близких родственников. На Русском Севере существовало представление о том, что "ребенок зарождается в три дня. Женщина тщательно скрывает от всех зарождение ребенка. Когда же она почувствует, что ребенок шевелится, она начинает с этого дня читать каждую ночь следующую молитву: "Рождество Богородицы, жена Мироносица, зародила невидимо и разроди невидимо. Милостливая Пресвятая Богородица, не оставь, не покинь меня, грешную, потерпи моим грехам". Зарождение новой жизни во всех народных культурах считалось величайшим таинством и, соответственно, период беременности обставлялся многочисленными предписаниями и запретами. "Беременной женщине непременно нужно было отстранять от себя все неприятности и предметы неприятного вида, зверей, безобразных людей; в противном случае она могла родить ребенка, лицо или образ которого могли иметь большое сходство с животным или тем уродом, которого она часто видела или которого испугалась" (2J. По этой же причине беременной женщине возбранялось смотреть на покойников. Это поверье дошло до наших дней практически в том же виде. Нам известно несколько случаев, когда беременные женщины, боясь, что младенец родится мертвым, отказывались идти на похороны даже своих близких родственников и друзей. Беременной женщине не разрешалось быть крестной матерью: "Беременная не идет в кумы - крестник умрет". В Калужской области беременной куме дают ложку, которую на время обряда крещения она должна положить за пазуху, чтобы крестник не умер. На беременных распространялся запрет фотографироваться, иначе ребенок мог родиться мертвым или умереть в первые месяцы жизни. Также считалось плохой приметой, если беременная (особенно в последние месяцы перед родами) пострижет волосы. Многие женщины следуют этим предписаниям и в наши дни. В периоды святок, русальной недели и в храмовые праздники поведение беременных особенно строго регламентировалось: им возбранялось что-либо зашивать, кроить, связывать, гнуть и т, д. Заделывание любых отверстий (например, пришивание заплат) и завязывание ассоциировалось с "зашиванием" и "завязыванием" пути, по которому вскоре должен появиться на свет младенец, т. е. такие виды работ, согласно народным представлениям, могли спровоцировать трудные роды. В юго-западной России чрезвычайно широко распространены представления о том, что соответствующие действия матери в периоды святок и русальной недели могут вызвать физические уродства у младенца, находящегося в утробе. Если беременная пришивает пуговицы или ставит заплаты, у младенца "обязательно будет родинка, заплата будет черная или на щеке, или на руке". "Вот будешь в положении - ничего не срезай! Ни на Семицкой неделе не делай ничего, вот, срезки чтоб никакой не было, а если ты срежешь, то или губу срежешь, или там что еще срежешь" (8J. Запрет на подобные работы может распространяться не только на мать, но и на всех членов семьи, в которой есть беременная. "Была одна женщина в положении, а муж салазки делал, загинал дубки... Она ему перепретила, как мы сейчас говорим: "Не надо делать". Не надо да не надо. А он: "А будет она мне еще тут наводить тень на белый день". И родила мальчика - ноги вместе". На святки и на Семицкой неделе подчас возбраняется шить, вязать, резать, гнуть даже членам тех семей, в которых есть стельная скотина: "И у нас вот было, у меня отец, корова даже ходила, а мать узяла так-то во да и говорит: "Дед! Не ходи ты никуда, ничего не делай!" А Семицкая неделя была, а приказали там загородь, чтоб на болота не шли коровы, а он не думамши не гадамши и давай колики стричь. Она выходит: "Тьфу! Я ж тебе говорила, коликов не надо на этой неделе стричь!" - "Ты много будешь разговаривать! Иди!" И теленок родился - ножки вот такые-то во, все эты порубёные, вот так заострёные, и в животе нет ничего, одна вот вода, и всё. Но головка телячья была, вот тыи приказки" (10). Таким образом, в русских деревнях все физические уродства и родимые пятна у людей объясняются "неосторожным" поведением членов их семьи в выше означенные периоды. Но прежде всего народная культура предписывала беременной соблюдать нравственную чистоту - жить праведно, ни в коем случае не ругаться "черным словом", не обижать скотину и домашних животных, не красть и т. д. Все ее неблаговидные поступки могли отразиться на судьбе и здоровье будущего младенца. Так, если женщина, будучи беременной, поминает черта, то нечистый может подменить новорожденного, т. е. положить в колыбель полено, а ребенка забрать себе (11); если беременная пинает ногой кур - у ее ребенка будут бородавки, а если пинает свиней (или кошку) - у ребенка будет щекотун* (12); "если у ребенка имеется на теле родимое пятно, то это признак, что мать младенца украла что-нибудь во время беременности" (13). В целом образ беременной в русской народной культуре пронизан представлениями о добре и благополучии. Так, до сих пор повсеместно распространено представление о том, что встреча с беременной предвещает удачу (14). Также считается хорошей приметой, если в доме переночует беременная - в нем не будут переводиться деньги или в семье неожиданно случится какое-нибудь приятное событие. Это же поверье распространяется и на молодоженов. Пожилые люди, знающие его, стараются оставить на ночлег гостей-молодоженов или беременную женщину (15). Если женщине снится во сне, что она беременна, - это к успеху (16). Однако, если такой сон снится старухе (т. е. женщине, неспособной к деторождению) - это предвещает ей смерть (17).