Language translation

Твоя Йога. МЕРТВЕЦ. Народные приметы. Значение и толкование.
Your Yoga
Единство. Свет. Любовь.
Единство. Свет. Любовь.
назад | поиск | печать | отправка | главная

Приметы
Что ЭТО значит?

Приметы

Объявления

Меню

Your Yoga

МЕРТВЕЦ

Приметы Примета:
Благословен мертвец, которого намочил дождь. (Халл).

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Все шнурки на саване следует надрезать перед тем, как мертвеца положат в гроб, иначе он не найдет. покоя. (Гэльское).

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Если мертвец остается теплым дольше, чем обычно, - значит, вскоре умрет еще кто-то из членов его семьи. (Нортамбер-ленд, частично Дорсетшир).

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Если тело останется непохороненным в воскресенье, до конца недели в семье должен умереть кто-нибудь еще. (Суссекс, сельские районы).

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Если труп провезут через чьи-то владения, эта территория становится проезжей. (Широко распространенное суеверие; в юридическом смысле - полный нонсенс. Однако, как мы имели случай убедиться несколько месяцев назад, оно живо и до сих пор).

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Если труп пронесут через поле, это поле уже никогда не будет таким плодородным, как раньше. (Распространенное сельское суеверие).

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Когда над тем местом, где в реке или в море лежит утопленник, стреляют из ружья, у него лопается желчный пузырь, ион всплывает. (Распространенное поверье).

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Никогда не везите мертвеца в церковь по новой дороге. (Корнуолл).
Иллюстрацией к первому из вышеупомянутых суеверий может послужить заметка из пятого выпуска "Notes and Queries". Вот ее содержание: "Т. из П. лежала на смертном одре. После того, как она испустила последний вздох, гробовщик снял с нее мерку. Когда же спустя два дня он пришел, чтобы уложить ее в гроб, она все еще не застыла, а была мягкой, как живая. Одна старая женщина из поселка безоговорочно утверждала, что те, кто будут присутствовать на похоронах, вскоре умрут, поскольку тело не застыло так, как ему положено. И в ближайшие три недели эта вещунья имела случай триумфовать: некий Р. С., который нес гроб на похоронах, "сильный и умный парень, который возил тачки на мельнице", заболел и, промучившись несколько недель, скончался". Другой читатель "Notes and Queries" написал в журнал о том, как одна старая женщина сказала ему, что, если тело остается теплым и "limmack" (гибким), это знак того, что в семье умрет еще кто-нибудь. В своей книге "Vulgar Errors" сэр Томас Браун упоминает еще одно широко распространенное поверье:"Если ребенок умер и его шея не застывает, но много часов остается мягкой и гибкой, то кто-нибудь из домашних вскоре последует за ним". В Дорсетшире считалось, что если один из близнецов умер, а его суставы не застыли, то следует ждать смерти другого близнеца. В том же графстве бытовало поверье, что если глаза мертвеца закрываются с трудом, то они "ищут следующего". Поэтому родственники умирающего всегда старались, чтобы у смертного одра находился человек, который закроет ему глаза. Поверье, что несчастье постигнет родственников того человека, чье тело будет выкопано из могилы, было очень популярно в народе и как-то раз вызвало беспорядки в одном норфолкском селе. Тело некоей жительницы села собирались эксгумировать в связи с подозрением, что ее отравили. Но полицейских, собравшихся приступить к выполнению своих обязанностей, атаковали весьма серьезно настроенные крестьяне. Много лет подряд поселяне сопротивлялись попыткам вскрыть могилу, хотя впоследствии, когда труп все же был эксгумирован, оказалось, что женщина умерла своей смертью. Эта могила находилась рядом с тропинкой, ведущей к дверям церкви; однако, показывая ее нам, местные жители обходили ее полукругом по траве. Полукруг имел радиус 12 футов. В конце концов викарий решил проложить в этом месте новую тропинку. Местные жители не хотели проходить мимо этой могилы, поскольку это якобы могло накликать беду. А 12 футов, очевидно, имели какую-то связь с двенадцатью апостолами. В некоторых районах Ирландии существовал обычай удалять все тесемки с савана перед тем, как положить покойника в гроб; кроме того, перед этим в гроб клали кусок свечи, монету и немного вина - чтобы у покойного на пути в мир иной был свет, было чем заплатить за перевоз через реку смерти и подкрепить свои силы во время долгого пути. У горцев Западной Шотландии покойника снабжали восковой свечой, золотой монетой, молотком и весами-чтобы у него было чем постучать в двери иного мира и чем взвесить свою душу. Последнее - очевидный реликт верований древних египтян - ритуала, описанного в египетской "Книге Мертвых". Египтяне тоже клали еду, питье и монеты в гроб умершего фараона. Упомянутый обычай прикасаться к мертвому телу, чтобы заверить мертвеца в отсутствии злых намерений, - явно пережиток одной из древних ордалий. В старину суд постановлял, чтобы человека, обвиняемого в убийстве, привели к трупу убитого и заставили прикоснуться к нему. Если раны убитого начинали кровоточить, человека признавали виновным. Если же обвиняемый подозревался в отравлении, то доказательством вины служило изменение цвета лица или других частей тела у покойника. Умерло ли это суеверие? Мы сомневаемся. Во вторник 3-го сентября 1946 г. мы получили следующее письмо от одного из жителей Ньюкасла-на-Тайне: "Когда у нас кто-нибудь умирает, все соседи приходят в последний раз взглянуть на мертвеца и, уходя, дотрагиваются рукой до его тела или головы. Если это возможно, я хотел бы узнать причину такого поведения". Очевидно, после нашего разъяснения этот человек поймет причину, или, по крайней мере, происхождение этого обычая. Мы полагаем, что эта проверка не была столь уж бессмысленной, как это может показаться на первый взгляд. Следователей больше интересовали психологические реакции подозреваемого, чем поведение покойника; у подозреваемого могли сдать нервы, и он выдавал себя своим поведением, если не признавался непосредственно. Что же касается обычая, популярного среди гэльских народов, - развязывать все узлы на саване трупа, то он имеет забавную параллель у пидгорян - славянского народа, обитающего на склонах Карпат. Здесь вдова, желающая снова выйти замуж, должна развязать узел на погребальной одежде своего покойного мужа, прежде чем гроб закроют. Это освободит ее будущее замужество от угрожающих знамений. В восточнославянской фольклорной традиции "мир мертвых" понимается как "параллельный" "миру живых". На кладбищах юго-западной России еще и сегодня можно увидеть выстроенные на могилах небольшие деревянные домики, в которых якобы живет душа покойного. Согласно народным представлениям, мертвые точно так же нуждаются в еде, одежде и тепле. В русских деревнях (а отчасти и в городах) и в настоящее время в гроб кладут сменную пару белья или даже еще один костюм. Курильщику кладут пачку сигарет. Также принято хоронить с покойным вещи, особо любимые им при жизни, - например, часы. "В некоторых местностях сохранился обряд угощения покойников: после поминальной обедни все родные умершего отправляются домой, накрывают столы и выходят из избы навстречу дорогим гостям, зазывают их: "Чай устали, родные - покушайте; чай зазябли -погрейтесь! - и веруют, что умершие располагаются невидимо в избе. Перед киселем поется "вечная память", из окна на улицу выкидывается холст, на котором усопшие были опущены в могилу, и живые приглашают их: "Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали;путь был дальний;вот ступайте с Богом по мягкому холсту!". Мертвецы, по народным воззрениям, справляют те же христианские праздники, что и живые: "По верованию крестьян малорусских, в Светлый четверток" мертвецы встают из своих гробов и собираются в церковь по звуку колокола, который ударяет всего только один раз. Собравшись вместе, они становятся перед храмом. Из среды их выходит священник и громогласно произносит какую-то молитву, по окончании которой двери храма отворяются сами собой. После этого мертвецы входят в храм и собор священников начинает совершать литургию. Во время литургии перед алтарем стоит ряд детей, которые держат в руках по красному яйцу, наполненному "клочем", т. е. льняным сором. По окончании литургии мертвецы христосуются друг с другом и затем выходят из храма и по-прежнему становятся перед дверями его. Священник произносит молитву, после чего двери храма сами собою затворяются и мертвецы возвращаются на кладбище". "Кто умрет на пасху - (ему дают) яичко в руку". Вместе с тем "загробная жизнь" мертвеца находится в определенной зависимости от природы: "С наступлением зимы, когда засыпает вся природа, засыпают и усопшие; напротив, с наступлением весны, когда природа пробуждается от своего зимнего сна, пробуждаются от сна и умершие". (Ср. русскую народную примету: "Мертвец, приснившийся во сне кому-либо, - означает, что в этот день будет снег" или дождь). Практически повсеместно считается, что "мертвец "все слышит и видит" до тех пор, пока его не опустят в могилу, и только после третьей лопаты земли, брошенной в могилу, мертвец приобщается к небу и навеки избавляется от мирских сует". "Состояние" тела покойного в русской фольклорной традиции так же, как и в английских поверьях, "предсказывало" дальнейшую участь его родственников и односельчан. Руки покойника складывают на груди таким образом, чтобы правая лежала поверх левой. "Если тело умершего не успевало окоченеть, то руки, не удержавшись в таком положении, могли раскрыться... Говорили, что "мертвый хочет обнять кого-то из родных", "еще кого-то к себе ждет", "еще кого-то прибрать хочет". (Ср. английский вариант того же поверья: "Если мертвец остается теплым дольше, чем обычно, - значит, вскоре умрет еще кто-то из членов его семьи"). "Плохой приметой считалось, если у покойника открывались глаза. Говорили, что он "еще кого-то выглядывает" или "проститься с кем-то еще хочет". Глаза в таких случаях закрывали тряпочкой и клали сверху трех-пятикопеечные монеты". (Ср. английский вариант того же поверья: "Если глаза мертвеца закрываются с трудом, то они "ищут следующего"). "Подобно зеркалу, глаза покойника воспринимаются как опасная для живых людей открытая граница между земным и загробным миром". В русской традиции вплоть до настоящего времени существует множество магических средств для того, чтобы не бояться покойника. Чаще всего советуют подержать его за руки и за ноги. Это поверье отчасти соответствует английскому обычаю прикасаться к телу покойного "в знак того, что ты не желаешь ему ничего дурного и хочешь быть с ним в мире". "Вдовы, если имели намерение выйти снова замуж, пуговицы на пиджаке покойного супруга не застегивали". В России так же, как и в Англии, дождь в день похорон считался благоприятной приметой для покойного. "Когда умершему шьют саван, то должно шить его редко, что называется "на живую нитку" и иглою не к себе, ибо верят, что в противном случае, весь тот дом вымрет". В Заонежье "кроить с помощью ножниц не разрешалось. Материю следовало разрывать руками. Это правило до настоящего времени соблюдается при кройке подушки и матраца. Столь архаический запрет, по-видимому, основывался на представлении, что покойники "не любят металла": из металлических орудий при изготовлении похоронных одежд дозволялась лишь железная иголка". "Перед опусканием покойника в могилу туда бросают медную монету, "чтобы покойники его приняли". Последнее объясняется поверьем, что старые покойники без денег места не дают и, следовательно, место надо купить. Если в могилу монету не бросят - покойники не примут новичка и он каждую ночь будет ходить к своим родным с просьбой купить ему место". ( Ср. ирландский обычай класть в гроб монету, чтобы "у покойного на пути в мир иной... было чем заплатить за перевоз через реку смерти"). Предметы, бывшие в соприкосновении с телом покойника, используют в лечебной и любовной магиях. Так, например, от ломоты в руках "приберегают мыло, которым мыли покойника: им натирают руки". (См. также БОРОДАВКИ; ПОХОРОНЫ; ПЬЯНСТВО и др.). В различных видах магии используется и могильная земля: "На суд вот идешь - берут из кладбища землю, с могилки, кладут ее в карманчик, когда кто идет на суд, и тогда замиряются вопросы, но землю бери из свежей могилки и говори три раза: "Все вопросы утихаются, другие не загораются". "Ходячие" покойники - персонажи многих народных суеверных рассказов. Например: "Раз девки вместе с парнями устроили вечеринку сообща, пригласили родных, знакомых, да не всех. На вечеринке-то девки между собой и рассорились; одне-то, знашь: своих парней больше пригласили, что любы им были, а других не пригласили, которы любы были другим, ну, и вышла промеж их катавасия. Ну, бесы этому и рады - и давай их сердца разжигать. Где им Бога вспомнить, а на святках до Бога ли? Песни да пляс на уме, одно веселье, хихиньки да смешки. Одне девки своим парням больше песни поют, а другие - своим; а парни больше пьют и девок потчивают. Как подпили, пошло веселье, только стон стоит! Вот одне девки и придумали: тихонько оделись, отправились на кладбище, да из общей могилы вынули двух мертвецов, завернули в рогожи и на своих косах приволокли их на вечер, да за печкой и поставили, а сами как ни в чем не бывало разделись, вошли в горницу, будто выходили за ворота гадать. А в это время девчонка сидела на печке и видела их все проказы и испугалась, сердешная, мертвецов-то, молчит, в уголок прижалась. Страшно, знашь. Девки вошли в горницу, посмеиваются, а гости веселятся (им не в догад, что там за печкой творится). Мертвецы стали уж пошевеливаться и переговаривают между собой: "Что ты, брат, разогревашься, что ли?" - "Разогреваюсь, брат". - "И я, брат, разогреваюсь". Девчонка на печке не пикнет, а гости на вечеринке орут песни, пляшут - куды те! Дым коромыслом! В полночь те девки, что мертвецов принесли, и говорят другим: "Спойте нашим молодцам обоим песенку, да повеселее, плясовую!" Как запели девки песни, мертвецы сделались все огненны, как г о р я щ и головни, языки высунули, и из р о т у у них пламя и жупел пошел, а у заду-то стали помахивать собачьи хвосты. Как их в песне-то стали величать, как они из запечки-то выскочат, да - в горницу, да среди гостей и давай плясать, и кривляться, и ломаться, и кувыркаться, да гостей лягать, пламенем да жупелом их палить, да за бороды, да за косы ну их рвать. Все вдруг испугались, куда те и хмель вон, и ноги подкосились: кто где стоял или сидел, так тут ничком и грохнулся; а мертвецы пляшут, так что половицы вон из полу летят, столы и посуда прыгают, все летит вдребезги да в черепки. Плясали, плясали до петухов; как петух пропел, так они сквозь землю в тартарары, в преисподнюю и провалились, индо земля застонала, а тут сделалась у р в и н а (сама бездонная): дна не достанешь. По утру пришел народ, смотрит, а гости лежат: кто без головы, кто без руки, кто без ноги, кто без языка, кто без бороды, кто без косы - все мертвы; только девчонку успели откачать, что на печке сидела да мертвецов-то видела. Она всю эту оказию и рассказала". Русские народные рассказы о "ходячих" покойниках до сих пор можно услышать практически во всех областях России.

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Перезахоронение или эксгумация трупа принесет смерть членам его семьи. (Норфолк, Лестер и Нортгемптон).

~~~~~~~~~~~~~~~

Примета:
Посещая дом, в котором лежит покойник, нужно непременно прикоснуться к телу в знак того, что ты не желаешь ему ничего дурного и хочешь быть с ним в мире. (Дарем).

~~~~~~~~~~~~~~~

Смотрите также:

  1. Сонники и толкования сновидений в он-лайн - большой сонник с большой базой данных толкований.
  2. Нетрадиционная медицина - сборник народных рецептов.
  3. Настроение - поднимите себе настроение при помощи виртуального общения.
  4. Юмор и антистресс - снятие напряжения.

Вернуться в начало раздела: Приметы

Вы можете также: Скачать интересные приметы.

Перейти в раздел: Психологические тесты и программы.

Сайт: www.youryoga.org
© Copyright 2003-2024 Your Yoga | на главную | новости