Примета: Благовещенье - праздник, посвященный событию благовестия Пресвятой Деве Марии. "По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту отведены первые места Рождеству Христову и Св. Пасхе, с тем различием, что на юге России и западе воздается большая честь и хвала первому, а по всей Великороссии - второму. На третьем же месте излюбленных торжественных дней Св. церкви повсеместно поставлен день 25 марта (7 апреля по н. ст. ) - Благовещение Пресвятыя Богородицы... В обиходе трудовой деревенской жизни самый праздник считается днем полнейшего покоя и совершенной свободы, понимаемых в таком обширном значении, что, напр(имер), во многих черноземных местах целые семьи вечером, при закате солнца идут на мельницы и здесь располагаются на соломе все: и стар и млад - для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. В этот день благословения на всякое доброе дело - в особенности же на земледельческий труд- в день, когда даже грешников в адуперестают мучить и дают им отдых и свободу, величайшим грехом считается мельчайшая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествует этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что "в Благовещеньев день - птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает". Доказательство (по старинной легенде) у всех на глазах: кукушка не имеет своего гнезда, она не умеет его строить и потому старается положить яйца в чье-либо чужое и готовое. Она несет такое божеское наказание за то, что дерзнула в Благовещеньев день свить себе гнездо, когда даже глупая курица на такую работу не пускается. Рассказывают также, что "крота Бог ослепил за то, что он копал землю на Благовещенье". "Главные надежды на успех земледельческого труда возлагаются на "благовещенскую просфору", являющуюся выдающейся принадлежностью праздничного чествования. В русских церквах ни в один из годовых или двунадесятых праздников не продается такого количества просфор. Каждый полагает своею обязанностью запастись хотя бы одним таким освященным хлебцем. Даже там, где приходов было мало, где церкви были значительно удалены и влияние духовенства было ничтожно, и там такие хлебцы пекутся самими крестьянами, по числу членов семьи, и неосвященными употребляются для той же цели. Их кладут в севалку на обеспечение благополучия всходов и урожая; измельченными в крошки смешивают с посевными семенами, примешивают в корм рабочему скоту и т. д... . С Благовещенья никто и никогда не станет сеять, чтобы не накликать неурожая. Есть даже поверье, что в какой день случится этот праздник, тот полагается несчастным для посевов и пахоты, а следующий за ним - самый удачный и счастливый... Огонь стараются не зажигать ни в этот день, ни накануне, и вообще, с этого дня считается грехом сидеть и работать с огнем по вечерам, иначе праздник, обиженный и непочтенный, накажет тем, что напустит на пшеницу головню, на пчел - ленивое роенье, и удачлив будет тот, кто догадается в этот день сжечь несколько щепоток соли в печи, а также и тот, кто с Благовещенья начинает спать в клети, так как жженая соль имеет целительную силу в горячках и лихорадках, а спанье на холоде, вообще, обеспечивает здоровье, укрепляя его... Если хозяйка (на Благовещенье) между праздничной заутреней и обедней возьмет помело и сгонит с насеста кур, то к Светлому празднику они уж постараются нестись, чтобы приготовить к празднику свеженьких яиц для христосованья. "Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год; почему воры заворовывают в этот день - для счастья. На суровую пряжу не глядят... Под дымом не сидят, т. е. не готовят горячего и печи не топят. В какой день недели Благовещенье, в тот во весь год никакого дела не начинать. На Благовещенье мороз - к урожаю яровых. На Благовещенье мороз - урожай на огурцы. На Благовещенье дождь - родится рожь. Гроза на Благовещенье - к теплому лету и к урожаю орехов. Выносят пчел из омшеника. Благовещенье без ласточек - холодная весна. Накануне Благовещенья сеют горох". "Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд (совершался)... против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон и только одна темная ночь прекращала сборище. Под Благовещенский вечер наши поселяне приходят в подвалы с кочаном капусты и кладут на землю скрытно от всех. Этот кочан должен быть первый, сорванный осенью с гряды. На другой день, возвращаясь от обедни, рассматривают кочан. Говорят, что будто счастливцы находят в нем семена, от которых родившуюся капусту никакой мороз не убивает. Во многих селениях Тульской губернии осталось верование в огонь. Поселяне под Благовещение, ночью, сжигают свои соломенные постели, скачут через огонь и окуривают свои платья. Постель, говорят они, будто для того сжигают, чтобы истребить болезни; скачут через огонь для того, чтобы избавить себя от призора; окуривают платья для того, чтобы предостеречь себя от обаяния*. С сего вечера молодые поселяне переселяются с новыми постелями в холодные клети; в избах остаются старики, больные и дети. Пожилые женщины находят нужным в этот день пережигать соль в печи. Эта соль, по их мнению, оказывает чудеса в разных болезнях. С этою солью они из хлебного теста пекут бяшки, небольшие булки, назначаемые ими для излечения скота. Если на Благовещенье будет день красный -... этот год будет пожарный. Если пойдет дождик -... год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный лов рыбы. "На Благовещение солнечный день пшеница уродится; если звезд мало на небе, то яиц мало будет. Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь. Под Благовещение огней в избах всю ночь не тушат - лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет. Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этою золою. Среди некоторых крестьян существовало убеждение, что "день Благовещения - день несчастный: ссоры, скандалы и всякие недоразумения происходят". Икону Благовещения ставят "в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, приговаривая при этом:"Мать божья!Гавриил-архангел!Благовестите, Благоволите, Нас урожаем благословите:Овсом да рожью, Ячменем, пшеницейИ всякого жита сторицей!"Кто на Благовещение счастливо играл в орлянку, тот весь год будет выигрывать деньги в эту игру".