Примета: "Поминальный пирог, поминальный пирог! Господи, помилуй души христианские!" (Старинная припевка, которой встречали посетителей, обходивших все дома 2 ноября).
2 ноября - день поминовения усопших. В средние века католики верили (и это суеверие распространилось по всей Европе), что в этот день покойники возвращаются домой и некоторое время гостят у своих живых родственников. Еще в конце XIX в. по всей Англии пекли "поминальные пироги" (soul cakes) и приглашали всех гостей отведать пирога, повторяя при этом вышеприведенную припевку, чтобы гость не мог отказаться от молитвы за усопших членов семьи. В Шропшире вплоть до конца XVII в. бытовал обычай выставлять на обеденном столе большую стопку "поминальных пирогов", и каждый гость, кем бы он ни был, уходя, брал один из них. В Стаффордшире, Чешире, Ланкашире и Монмаутшире (Monmouthshir) крестьяне исполняют "соулинг", переходя от дома к дому. В Херефордшире "поминальные пироги" делали из овсяной муки и каждый, кто получал такой пирог, должен был ответить дающему: "Да хранит господь вашу душу и все остальное". В Уэльсе бедняки в этот день ходили по домам и просили хлеба во имя душ усопших родственников и друзей. Еще в середине XIX в. в Уитби (Йоркшир)пекли "поминальные хлебцы" - маленькие круглые булочки, которые продавались по одному фартингу за штуку и покупались, главным образом, как гостинец для детей. В Абердиншире поминальные пироги, называемые "похоронными хлебцами", раздавали всем гостям. На острове Св. Килды пекли большой пирог треугольной формы, посредине которого проводили борозду в форме окружности. Поминальные ритуалы подобного рода существуют (или существовали) почти повсеместно. В Кайчи (Эквадор) индейцы готовят продукты и расставляют их на столе в местной католической церкви. Они получают отпущение грехов от священника, который затем произносит мессу по усопшим. После богослужения индейцы идут на кладбище. Здесь, установив сосуды со святой водой и горящие свечи, они простираются ниц перед могилами своих предков. Заметное сходство с этим ритуалом можно наблюдать в камбоджийском Празднестве Усопших (Индокитай). В последний день месяца Патработ (сентябрь-октябрь) люди готовят пироги и сладости. Они зажигают курильницы и свечи для теней своих предков, говоря им: "О, все наши усопшие предки, соблаговолите прийти и поесть". Через две недели после этого маленькие лодочки, сделанные из коры деревьев, нагружаются сладостями, монетами и дымящимися курильницами, и каждая из них с горящей свечой на закате солнца отправляется вниз по течению. Считается, что души садятся в них, чтобы вернуться обратно. В Кохинхине духи предков тоже приветствуются подобным образом. Даже западноафриканские дагоманы "накрывают стол" в день поминовения. В Персии, на пятидневном празднестве, называемом Фарвардаджан, люди приносят еду и питье на могилы. Таким образом и цивилизованные люди и дикари поминают своих умерших. Поминальные пироги дожили в Британии до конца XIX века; сам День Поминовения до сих пор отмечается молитвами "за дорогих усопших" как у католиков, так и у англичан. Каков же источник этого обычая? Как и большинство христианских празднеств, он является пережитком более древнего языческого обряда - в данном случае языческого Празднества Усопших. Ранняя Христианская церковь, будучи не в силах подавить эту традицию, переняла ее, придав празднеству религиозную окраску. Одило, настоятель бенедиктинского монастыря Клюни, в 998 г. постановил отправлять торжественную мессу 2 ноября каждого года о всех "усопших во Христе". Отсюда пошла традиция христианских Поминальных Дней. За много веков до этого, в древнем Египте 17 число месяца атира (13-16 ноября) было праздником умершего Озириса. В России поминальными, или родительскими, днями считаются - вторник на второй неделе после Пасхи (Радуница), суббота перед Троицей (Духовская суббота) и суббота между 1 и 8 ноября (Дмитриевская суббота). Последний из перечисленных поминальных дней был учрежден Великим князем Дмитрием Донским, который, одержав победу над Мамаем в Куликовской битве (1380 г.), постановил в субботу перед днем Св. Дмитрия (8 ноября) совершать вселенскую панихиду по всем воинам, павшим на Куликовом поле. В поминальные дни как горожане, так и деревенские жители повсеместно идут на кладбище навестить своих умерших родственников, "обедают" на могилах и оставляют там часть еды - "птичкам на помин". Помимо установленных поминальных дней, в России вплоть до настоящего времени соблюдается традиция поминать покойника на 9-ый, 20-ый и 40-ой день после кончины, а также на полгода и год. "А дальше уж по жалости: кто каждый год поминает, а кто - раз в три года, а кто и совсем не поминает". Поминальный обряд, как правило, состоит из посещения могилы покойного и поминального обеда, на который приглашаются его друзья и родственники. На поминки готовят мясные блюда, рыбные, толчёную картошку, солянку и проч. Обязательными для поминального стола считаются кисель (как правило, несладкий - молочный, овсяный и проч.), мёд и блины. На юго-западе России и в настоящее время сохраняется обычай на сорокодневное поминовение печь из пресного теста лесенки. Объясняют это таким образом: "Пайдёть на шестой неделе на лесеньки куды кто заслужить, куды кто падлежить" (д. Поляна). "Будта чирез 6 недель палезеть па лесеньки на небо" (с. Варварёнки). "Да трёх дён душа на бажнице, а потом сверх трёх дён пакойника выносють, и он атправляитца из дому, и шесть недель не бывает душа на спакое; и вот па усем местам её водють, иде ана жила, паказывають ей, иде ана што делала, иде hpex тварила; а сверх сараку дён - куды ана, к анhелу ли надлежить али к злому духу, тут её апределють на спакой. И пайдёть па лесеньки душа... " (с. Варварёнки). "Па лесеньки душа вздираетця на нябяса" (д. Б. Сушки, Лихвинского у.)". На помин души ни денег, ни продуктов жалеть нельзя. Считается, что "покойник у порога не стоит, но свое берет... Покойник ждет помину тридцать лет!. . Если нет ничего, подаяния никакое не дал, значит - что-нибудь отымает даже, он же молится тогда:- Что ж это мне, ничего подаяния не подал? Да будь же он проклят!". Поскупившиеся на поминки наказываются падежом скота, пожаром и т. д. Непомянутый покойник будет все время сниться родственникам. Подобные рассказы можно и сегодня услышать во многих местах России. Например: "Вот тут-то во, женщина живет, задумала своего мужа не помянуть, говорит:- Хватит поминать, я его не помяну! Приснилось у во сне: самого не видит, а ноги, - говорит, - стоят его, иприбегла ко мне в утря:- Пойдем, - говорит, - канун* почитаешь. Егор, - говорит, - приснился, лихо! То ж, - говорит, - на грех не загадала". Поминать (так же, как и хоронить) усопшего надо непременно до обеда. Поминать покойного вечером, а тем более после захода солнца нельзя.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если два человека в полночь обходят комнату кругом и в темноте идут навстречу друг другу, они никогда не встретятся и один из них пропадет.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Накануне этого дня все души чистилища освобождаются на двадцать четыре часа. Всю ночь они гуляют на свободе. (Ирландское поверье).