Примета: Где одни похороны, там и трое похорон. (Нортамберленд).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Гроб нужно трижды обнести вокруг "Похоронного камня".
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если гроб накрывают крышкой в тот момент, когда покойник уже вынесен из дома, двери дома закрыты, а похоронная процессия еще не села в свои кареты, то через несколько дней умрет кто-нибудь еще. (Йоркшир).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если двери дома закроют во время похорон, пока процессия не вернулась с кладбища, в семье возникнет ссора.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если похоронный колокол ударил раз, вскоре он ударит еще два раза. (Дарем).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если солнце светит прямо в лицо одного из присутствующих на похоронах, это значит, что он помечен и будет похоронен на этом кладбище следующим. (Пограничные графства).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Первого покойника, похороненного на новом кладбище, заберет дьявол. (Абердин и Девоншир).
Последнее суеверие в свое время пользовалось у шотландцев таким уважением, что в одном новом поселке никак не получалось открыть новое кладбище. Наконец, здесь похоронили труп бродяги, найденный у дороги, и с тех пор прихожане признали это кладбище своим. В Бови Трейси (Девоншир) кладбище при местной церкви Св. Иоанна долгое время не использовалось, и, наконец, среди людей пошел слух, что первого покойника, похороненного здесь, заберет дьявол. И никто из местных жителей не решался хоронить здесь своих усопших, пока на кладбище не был похоронен приезжий (слуга одного из местных жителей). В Германии существовал обычай хоронить на новом кладбище свинью или собаку, чтобы дьявол забрал ее. Что касается суеверия о Похоронном камне, то оно бытовало в Брилли (Херефордшир). Этот камень стоял на открытом месте вне кладбища. Труп обносили вокруг него "посолонь", то есть по ходу солнца, и считалось, что это помешает дьяволу завладеть душой покойного. Посетив любую из нескольких сотен старинных церквей в нашей стране, можно убедиться, что суеверие о южной стороне кладбища было весьма распространено: достаточно сравнить даты на надгробиях северной и южной сторон. Могилы южной стороны обычно имеют возраст два-три столетия, в то время как могилы северной стороны в большинстве своем относятся к более позднему времени, когда суеверие уже сошло на нет. Нужно отметить также, что все могилы на кладбище роют с востока на запад. Во многих районах страны существовало (и до сих пор существует) поверье, что тот, кто пашет или вскапывает землю кладбища, потеряет своего старшего сына. Еще в 1925 г. одно поле в Праданнахе (Корнуолл) никто не решался вспахивать из-за этого предрассудка. Это поле когда-то было кладбищем. В Уисбече (Кембриджшир) до сих пор пустует участок земли, который "нельзя ни пахать, ни вскапывать". Этот участок расположен на углу Квакер-Лейн и Силк-Лейн, и в 1946 г. его взял в аренду г-н Чарльз Бикли. Много лет назад здесь хоронили квакеров, и этот участок все еще остается священным. В окрестностях Нортгемптона считалось, что если катафалк разворачивается после того, как в него поставили гроб, то вскоре в семье будет еще один покойник. Однако здесь следует сказать, что кучера вообще не любили разворачивать груженую повозку. Если же для выезда на кладбище требовалось развернуться, то кучер проезжал вперед по улице, разворачивался и ждал, пока в катафалк погрузят покойника. И вышеприведенное суеверие, скорей всего" было порождено таким поведением кучеров. Жители Гебридских островов всерьез верили, - а некоторые верят и по сей день, - что носилки, на которых несли тело, после похорон должны быть сломаны, чтобы остановить "sluagh", которые якобы используют их для переноса новой смерти по воздуху. Для объяснения этого поверья стоит растолковать, что sluagh (злые духи) - это духи умерших. Русская народная похоронная обрядность вплоть до настоящего времени бытует в бесчисленных локальных вариантах, разобрать которые в данной книге не представляется возможным, поэтому в настоящей статье приводим лишь наиболее типичные составляющие похоронного ритуала. После установления факта смерти, покойника обмывают. Независимо от того, кто умер - женщина или мужчина, обмывают тело старушки. Они же и одевают усопшего в новую "ненадёваную" одежду и оставляют на двое суток в избе. Практически повсеместно в день смерти в доме покойника ставят на подоконник стакан с водой, для того, чтобы душа его могла напиться. Стакан этот стоит до 40 дней (вода меняется ежедневно), так как "душа приходит до шести недель, а когда, говорят, (проходит) шесть недель, тогда его проводят и не приходит больше". Пока покойник находится в доме, его не оставляют одного. Родственники приглашают к усопшему "читальщицу" (обычно пожилую женщину), в обязанности которой входит читать евангелие и псалтырь. Приглашенные старушки здесь же служат панихиду. Обычно похороны (за исключением каких-либо экстремальных ситуаций) назначаются на третий день. При чем повсеместно считается, что покойника надо похоронить до обеда. "После того, как для покойника сделают гроб, оставшиеся при этом обрезки, стружки и щепу тщательно собирают и кладут в гроб вместе с покойником или же зарывают в землю. Местами же названные предметы тотчас же по окончании работы сжигают. Если сделанный для покойника гроб не в меру - это признак, что вскоре в том же доме будет еще покойник. А также если при положении в гроб покойника замечено будет, что он еще не совсем окостенел, - то это также служит признаком, что в этом доме вскоре умрет еще кто-нибудь другой из живущих в нем". После выноса гроба с телом покойного в доме непременно моют пол - чтобы покойник "не возвращался". "Забыть гробовую крышку в том доме, откуда вынесли покойника, - предвещает другого покойника в скором времени в том же доме". В русских деревнях до 30-х годов нашего столетия гроб с покойником носили на домотканых холстах, теперь же носят на длинных полотенцах. "Родным не надо нести покойника, чтоб не подумали, что они рады смерти его". Похоронная процессия, как правило, останавливается на перекрестках и у церкви. Сено, на котором лежал на лавке (или столе) покойник, а иногда и всю постель, берут с собой и сжигают у реки (или за деревней). Во многих областях вплоть до нашего времени сохранилась традиция причитания по покойнику. Вместе с тем считается, что много плакать по усопшему - грех: "У нас говорят, что, мол, покойник будет тогда лежать всё время мокрым там, если плакать дюже". Прежде, чем опустить гроб, в могилу кидают металлические деньги - откупить землю. "Когда тело зароют, провожавшие покойника садятся на могилу, едят и пьют водку. Затем, уходя, берут с собою земли с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, открывают заслонку и смотрят в печь, а землю кладут в рукомойник и водою с этой земли умываются". Обычай умываться, придя с похорон, непременно соблюдается в наши дни и в городской среде. После похорон повсеместно устраиваются поминки.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Покойник будет счастлив, если к нему в могилу положат мертворожденного ребенка: это гарантия, что его пропустят в рай.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Тот, кто встретил похороны, обречен умереть вскоре после этого, если он не снимет шляпу и не пройдет несколько шагов вместе с процессией. Если покойника несут на плечах, он тоже должен подставить под гроб свое плечо. Сделав это, он должен поклониться присутствующим, повернуться и без опасений уйти восвояси. (Пограничные графства).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Южная сторона кладбища - самая святая, северная - неосвященная, пригодная только для мертворожденных младенцев и самоубийц. (Источник этого поверья - в распространенном мнении, будто южный ветер приносит тлетворный дух).