Примета: "В крестьянском быту святки считаются самым большим шумным и веселым праздником. Они обнимают собой период времени от Николина дня (6 декабря (19 декабря по н. ст. )) до Крещенья (6 января (19 января по н. ст. )), т. е. как раз тот месяц, когда земледельческое население, обмолотив хлеб и покончивши со всеми работами, предается отдыху. Святки считаются праздником молодежи по преимуществу, хотя и взрослое население не остается равнодушным к общему веселью и к тому приподнятому, несколько торжественному настроению, которое свойственно всем большим праздникам в деревне. Но все-таки центром празднеств служит молодежь: ее игры, песни, сборища и гадания дают тон общему веселью и скрашивают унылую, деревенскую зиму. В особенности большой интерес представляют святки для девушек: в их однообразную, трудовую жизнь врывается целая волна новых впечатлений, и суровые деревенские будни сменяются широким привольем и целым рядом забав и развлечений... Гаданье составляет, разумеется, центр девичьих развлечений, так как всякая невеста, естественно, хочет заглянуть в будущее и хоть с помощью черта узнать, кого судьба пошлет ей в мужья и какая жизнь ожидает ее впереди с этим неведомым мужем". "На святках всячески наряжаются, кому как вздумается, и надевают маски, сделанные из бумаги или бресты. Местами же один из наряженных запасается большой корзинкой и становится на улице, а ребятишки (наряженные и замаскированные) в это время воруют в той избе, куда зашли они, хлеб или пироги и передают все это стоящему на улице. Кроме того, ребята нахватывают всевозможных вещей с повети: сани, пошевни, сохи, бороны, утаскивают их куда-нибудь под гору и сваливают в кучу. Так как считается, что на святках всем "вольно", т. е. можно делать, что. угодно, то и взыскивать за такие шалости и ругаться хозяину нельзя, а лучше караулить свое добро, чтобы его не растащили и не изломали. Большие же парни лазят на крыши и затыкают трубы соломой, перевертывают возы вверх полозьями и т. п. ".