Примета: По старому стилю день Св. Василия Великого приходился на 1 января, т. е. на Новый год, поэтому в Васильев вечер повсеместно в России совершались обрядовые действия, которые, согласно народному мировоззрению, должны были способствовать хорошему урожаю, богатому приплоду скота и благополучию семьи в наступившем году. Так, в этот день варили кашу, которая "знаменует собой плодородие"; символически обсевали избу "зерновым хлебом, по преимуществу овсом или хмелем (символом изобилия)"; обходили дома с песнями-величаниями хозяев, за что последние должны были угостить песельников (или одарить их деньгами), в случае отказа - хозяевам сулили всевозможные беды и неприятности. "Варение каши (курсив составителя) совершается до света. Старшая в доме из женщин ровно в два часа утра приносит из амбара круп. Старший из мужчин приносит воды из реки или колодезя. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока истопится печь; до них никто не касается; иначе это сочтется худым признаком. Когда нужно затирать кашу, все семейство садится за стол, а старшая женщина причитывает, размешивая кашу:"Сеяли, ростили гречу во все лето;Уродилась наша гречаи крупна и румяна;Звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, На княжой пир пировать;Поехала греча во Царьград побывать Со князьями, со боярами, С честным овсом, золотым ячменем;Ждали гречу, дожидали у каменных врат;Встречали гречу князья и бояре, Сажали гречу за дубовый стол пир пировать;Приехала наша греча к нам гостевать". После сего все встают из-за стола, а хозяйка с поклонами ставит кашу в печь. Потом снова садятся за стол в ожидании каши. Когда поспеет каша, тогда, вынимая горшок из печи, хозяйка говорит: "Милости просим к нам во двор со своим добром". Прежде всего осматривают: полон ли горшок. Нет более несчастья, если каша вылезет из горшка вон. Это явная беда всему дому. Худое предвещает, если треснул горшок. Потом снимают ножом пенку: каша красная, полная предвещает счастье всему дому, будущий урожай и талантливую* дочь. Каша мелкая, белая угрожает бедами. Завтрак из каши оканчивает добрые предвестия: при худых признаках кашу выбрасывают в реку... В селениях Тульской губернии совершают обряд засевания (курсив составителя) без песен, с одними приговорками. Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, говорят:"Уроди, Боже, всякого жита по закрому, Что по закрому, да по великому, А и стало бы жита на весь мир крещеный". Старшая женщина в доме собирает на полу зерны и хранит до посева. В Малоруссии обряд засевания совершается с приговорками и песнями. Там дети поселян перед обеднею ходили по домам сеять из рукава, другие - из мешка разные семена. В это время они певали особенную засевальную песню:Ходит ИльяНа Василья, Носит пугуЖитяную. Де замахне -Жито росте, Житу пшеницюВсяку пашницю. У поле - ядро, А в доме - добро. Другие при засевании зерен говорят:"На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито, пшеницю и всякую пашницю". С величальными песнями дома обходили по преимуществу дети или молодежь (иногда старухи или нищие). В Зарайском у. Рязанской губ. под Новый год "наряженные бабы, мужики, девки наряженные ходят по дворам и поют или, как здесь говорят, грают:Мы хадили, мы гулялиПа святым вячерам. Ей, авсень, ей, авсень!Мы искали, мы искалиМы Ульянова двора. Сиреди яво двораСтоить горинка нова, А у этай ва горенке, Ай, три окна!А и первое акно -Светел месяц в окне. А другое акно -Красна солнушка. А и третье акно -Часты звездушки. Как светел-то месяц -То и сам-ат Ульян. Што и красно солнушка -Што Авдотьюшка. Часты звездушки -Яго детушки. Дайте нам ножкуНа краснаю ложку!Ни дадите пирога -Мы корову за рага!Ни дадите пышки -Хозяйку за сиськи!Кишки да желудкиВ печи-та сидели, На нас глядели. Авсень каледуПавалял на льду, Валачил, валачил, Сарафан намачил. Ей, авсень, эй, авсень!" В Костромской губернии ходят "под окна сбирать пироги и свиные ноги, приговаривая: "Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка". В Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди всех идет девица, называемая маханоскою; она-то несет кошель для пирожного сбора; она-то предводит толпу и распоряжает дележом сбора. Подходя к окнам, толпа причитывает: "Кишку да ножки в верхнее окошко". "Во многих селениях центральной полосы России в Васильев день принято колоть так называемых "кесаретских" поросят (Васильев день называется иначе "Кесаретским" по имени Василия Великого, архиепископа кесарийского). Зажаренный кесаретский поросенок считается как бы общим достоянием: все желающие односельцы могут приходить и есть его, причем каждый из приходящих должен принести хоть немного денег, которые вручаются хозяину, а на другой день передаются в приходскую церковь и поступают в пользу причта. Обычай требует, чтобы кесаретский поросенок непременно был жареный и подавался на стол в целом виде (неразрезанным), хотя бы по величине он походил на большую свинью. Перед едой старший в семье поднимает чашку с поросенком вверх до трех раз, приговаривая: "Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились". - По окончании же трапезы хозяин обыкновенно вызывает из числа гостей смельчака, который решился бы отнести кости поросенка в свиную закутку. Но охотников на такое рискованное дело почти никогда не находится, так как кости надо носить по одной, а в закутке в это время сидят черти, которые только того и ждут, чтобы выискался храбрец и явился в их компанию. Тогда они быстро захлопнутза вошедшим дверь и среди шума и гама будут бить его по голове принесенными костями, требуя назад съеденного поросенка. Понять происхождение этого обычая нетрудно: основная идея его заключается в сборе денег в пользу духовенства, которое за это должно молить Бога о здоровье и плодовитости скотины. Что же касается участия в этом обычае нечистой силы, приютившейся в свином закутке, то это не более как один из тех остатков язычества, которые переплелись с христианскими обрядами еще в те незапамятные времена, когда на Руси господствовало двоеверие. Доказательством того, что обычай колоть кесаретских поросят имеет именно такое значение, может служить аналогичный обычай, практикуемый в Сольвычегодском у. Вологодской губ. Здесь крестьяне в день Нового года, рано поутру съезжаются на погост со всего прихода, и каждый привозит свиные туши: кто четверть, кто половину, а кто и целую свинью, глядя по усердию и достатку. Туши эти жертвуются в пользу причта, а головы их кидают в общий котел и варят щи, которые и съедаются всем миром. Обычай этот соблюдается очень строго, и не пожертвовать в Новый год духовным лицам свинины считается непростительным грехом, так как жертва эта делается в благодарность за благополучие скота в прошедшем году и с целью умилостивить Бога и предохранить скот от падежа в наступающем году. Из сказанного позволительно заключить, что кесаретский поросенок центральных губерний и свиные туши Соль-вычегодского у., по идее, ничем не отличаются друг от друга и составляют один обычай. Вся разница между ними состоит в том, что в центральных губерниях при помощи кесаретского поросенка в пользу духовенства собираются деньги, а в Сольвычегодском свинину привозят натурой и духовные лица сами уже должны продать ее особым скупщикам". "В великорусских губерниях наблюдательные старики и старушки говорят, что "на Васильев вечер день прибывает на куричий шаг". Примечают также, что если в день Св. Василия Великого "будет туман - к урожаю. От ясного звездного неба в Васильев вечер ожидают хорошего урожая гороху, но при этом замечают, что если звезды к утру померкнут, то горох не дозреет благополучно. (Тамбовская губ, ). Вьюга в Васильев вечер обещает большой урожай орехов". "Васильева ночь звездиста - к урожаю ягод. Садоводы встряхивают яблони, для урожая". "В Тульской губернии есть предание, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц из опасения, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами... ". "Васильев вечер... приходился на восьмой день святок, когда святочные гадания были во всем разгуле. Наши бабушки думали, что святочные гадания на Васильев-вечер всегда сбывались".