Примета: Выход!" из комнаты, где лежит мертвец, нельзя оборачиваться к нему спиной, чтобы не причинить ему вреда.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если ветер задувает свечу на церковном алтаре, священник вскоре умрет. (Уэльс).
Первое из вышеупомянутых суеверий - о предупредительных стуках - несомненно, пережиток времен римского завоевания, поскольку именно римляне верили в духа смерти, предупреждающего о своем приходе некоторыми таинственными и сверхъестественными шумами. Запрет плакать над покойником соблюдается и в Ирландии, где умершего нельзя готовить к похоронам до тех пор, пока не пройдет три часа после его смерти, чтобы звуки оплакивания не мешали душе покинуть тело и она не стала добычей демонов, ждущих неподалеку. Мы уже упоминали о большом количестве суеверий, бытующих на Британских островах, которые имеют параллели у отдаленных народов, никогда не слышавших о наших поверьях. Одним из таких суеверий является теория о том, что неразвязанные узлы якобы мешают человеку умереть. Завязанный узел всегда считался амулетом против смерти. В Сент-Эндрю (Шотландия) однажды должны были казнить женщину, обвинявшуюся в колдовстве. Возведя осужденную на костер, с нее сняли белую сорочку, на тесемках которой было завязано много узлов. После этого женщина сказала: "Теперь я пропала". У восточноафриканских масаев человек, чьи дети уходят на войну, берет по волосу у каждого сына и завязывает его узлом, надеясь, что это защитит их от гибели на войне. Свидетельства о том, что птица с белой грудью считалась вестником смерти, содержится в "Familiar Epistles" Хоуэлла, где повествуется об эпитафиях семейства Оксенхэм. В лавке каменотеса на Флит Стрит он увидел большую мраморную плиту со следующими надписями:"Здесь лежит Джон Оксенхэм, <... > в комнате которого, когда он боролся со смертью, появилась птица с белой грудью, облетела вокруг его кровати и исчезла". "Здесь лежит и Мэри Оксенхэм, сестра вышеупомянутого Джона, умершая на другой день при тех же самых обстоятельствах". "Здесь же, к несчастью, лежит и Джеймс Оксенхэм, сын вышеупомянутого Джона, который умер младенцем в своей колыбели по прошествии совсем малого времени. И над его колыбелью тоже видели такую же птицу, которая вскоре исчезла". И в самом низу камня была надпись:"Здесь лежит Элизабет Оксенхэм, мать вышеупомянутого Джона, которая умерла шестнадцать лет спустя, причем перед смертью над ее кроватью видели птицу с белой грудью". Хоуэлл добавляет, что на камне были высечены также имена множества свидетелей смерти почтенных сквайров и их жен. В Корнуолле существовало (и до сих пор существует в некоторых его уголках) поверье, что если старую могилу распахать или вскопать, то в семье того, кто это сделает, умрет старший сын. Еще в 1925 г. это суеверие не позволяло вспахать некое поле, находившееся в Преданнаке (неподалеку от Маллиона, Корнуолл) и имевшее название "Vounder". Владелец этого поля сообщил нам, что его нельзя пахать, поскольку оно когда-то было кладбищем - и действительно, это так. В Уисбече (Кембриджшир) тоже был участок земли, который никогда не вскапывали и не вспахивали, потому что когда-то там было квакерское кладбище. В Уэльсе считалось, что если постельное белье умершего не выстирано сразу же после его смерти, смерть не успокоится в гробу. Следы этого суеверия были также найдены нами в некоторых районах Северной Англии. Еще одно уэльское суеверие: если в прачечную или маслобойню прокопается крот, то в течение года умрет его хозяйка. Кроме того, корнуолльцы считали, что, если клетки с птицами и комнатные цветы не закрыть черной тканью после смерти их хозяина, тот "заберет их с собой". Это, конечно же, перекликается с обычаем сообщать пчелам о смерти их хозяина. Кауртни ("Cornish Feasts and Folk Lore") пишет, как один гость спросил у хозяев, где же тот милый цветок, что он видел во время предыдущего визита. Ему сказали, что цветок засох, поскольку ему забыли сказать о смерти хозяина. В Северо-восточной Шотландии во многих домах имелся специальный железный предмет, например, гвоздь или вязальная спица. Когда кто-нибудь умирал, этим предметом протыкали все пищевые продукты в доме: масло, сыр, мясо, виски и т. д. Делалось это для того, "чтобы они не умерли". Если этого не сделать, то можно было ожидать, что еда и питье испортятся. Кроме того, считалось, что виски могут побелеть - неприятное событие для любого шотландца. Наконец, широко распространено в одно время было суеверие, что душе трудно будет покинуть тело, если тело лежит "athurt the planshun" - т. е., поперек половиц. Существовал обычай поворачивать кровать, на которой лежал умирающий, если она стояла поперек половиц. Дженкин ("Cornwall and the Cornish") рассказывает о женщине, которая по всем признакам должна была умереть, но все никак не могла. Кто-то сказал:"Наверное, она так никогда и не умрет, потому что ее тело лежит поперек половиц". "Ну, если это так, - сказала ее дочь, - то я сама вряд ли смогу ей помочь. Помогите мне развернуть кровать". Через несколько часов, когда пришел вызванный врач, его встретили словами: "Она скончалась, доктор. Мы развернули ее кровать - и она отошла, смирно, как ягненок". Поверье о стуке в стену или дверь, предупреждающем о смерти, хорошо известно и в России. "Вот как моему брату на фронт идти, прямо в ночь перед отправкой, в дверь как - раз, раз и еще раз, вот как поленом ударили. Мать вышла - никого нет. Она сразу поняла, заплакала. Потом братишка ушел, сколько-то времени проходит - похоронка. Вот уже тогда провещевали". (Ср. английское поверье: "три громких и раздельных стука в изголовье кровати больного, или одного из его близких, предвещают смерть"). "Пока больной не умрет, никто не смеет реветь (т. е. плакать, голосить и т. п.). Матери плакать об умерших детях - грех, потому что "который младенец помер, то это Богу свечка ушла". Ребенок до семилетнего возраста пойдет непременно в рай, а младенец двух или трех лет может даже "поступить в ангелы"... Кроме вышеобъясненной причины, родители по умершим детям не должны плакать еще и потому, что дети от слез родителей "уходят "глубже", а если по детям не плачут, то они "возносятся". Но детям по умершим родителям непременно следует плакать". Однако много плакать по усопшему считается грехом: "Говорят, что мол, покойник будет тогда лежать все время мокрым там, если плакать дюже". Покойника мочить слезами нельзя, а то ему тяжело на том свете будет. (Ср. английский запрет плакать над покойником, "поскольку слезы оплакивающих - тяжелый груз, который не позволит усопшему освободиться от земных забот").
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если покрывало кладут на гроб наизнанку, в семье скоро будет еще один покойник. (Уэльс).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если умирающий лежит на перине из голубиного пуха, его нужно переложить на пол, иначе он умрет в страшных мучениях. (Повсеместно в сельских районах).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: На голубином пуху умереть нельзя. (Кент и Нортгемптон). Появление птицы с белой грудью - верная примета близкой смерти. (Девоншир).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Нельзя, чтобы слезы падали на покойника, поскольку слезы оплакивающих - тяжелый груз, который не позволит усопшему освободиться от земных забот. (Повсеместно).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: После того, как человек умрет, в его доме следует открыть все двери и окна, чтобы его душа могла улететь без помех.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Три громких и раздельных стука в изголовье кровати больного, или одного из его близких, предвещают смерть.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Умирающий будет жив до тех пор, пока в его доме закрыт хотя бы один замок или задвижка.