Примета: В XVI и XVII вв. почти все жители Британии верили в существование ведьм, и почти все болезни ( в особенности у домашних животных) считались следствием ведьминского "сглаза" или порчи. Ведьма родилась в суеверии, жила в суеверии и (скажем так) умерла вместе с суеверием; но вера в ведьм все еще жива у непросвещенных людей в разных областях нашей страны. В 1939 г. в Портсмуте одна цыганка была приговорена к наказанию за незаконную практику: она предсказывала судьбу и "снимала порчу". Она сказала одной глупой женщине, что все ее несчастья происходят из-за заколдованного кольца, которое она носит на пальце, и что для избавления от бед нужно закопать в землю один человеческий волос, фунт говяжьей вырезки и перчатку, проткнутую иголкой и булавкой. И женщина в точности выполнила ее рекомендации. Очень похожее дело о колдовстве слушалось в суде три или четыре года спустя. Для всех этих суеверий, связанных с колдовством, не хватит всей нашей "Энциклопедии". Мы рекомендуем интересующимся читателям прочесть книгу Кристины Хоул "Witchcraft in England"- лучшую из известных нам работ по этому вопросу. Однако мы все же упоминаем некоторые колдовские средства против наведения порчи, в свое время широко известные в Британии. Очень многие колдовские обряды производились с помощью восковой фигурки предполагаемой жертвы. В определенные места на фигурке втыкали иглы и булавки, и считалось, что человек, которого она изображала, тут же почувствует боль в этих местах и будет ощущать ее до тех пор, пока иголка воткнута в воск. Однако считалось также, что если жертва подвесит бычье сердце, истыканное булавками, в трубе своего камина, то она обратит этот процесс против самой ведьмы и причинит ей такую боль, что ведьма вынуждена будет прекратить колдовство и снять свои чары. Такие сердца, уже совсем окаменевшие, часто находят рабочие, которые разбирают или перекладывают печи в старых домах. В тонтонском Музее графства Сомерсет можно увидеть свиные сердца, истыканные булавками. За этими экспонатами стоит поверье, будто "дурной глаз" ведьмы способен убивать свиней. Сердце свиньи, которая умерла от сглаза, изымали из тела, вонзали в него множество булавок и клали на полочку внутри большого камина, какой тогда имелся почти в любом сельском доме. Как оно засыхало и съеживалось, так должно было засохнуть и съежиться сердце ведьмы, околдовавшей свинью; при этом остальные свиньи должны были избавиться от порчи. Пучок "ясеневых ключиков" в руке или в левом чулке считался талисманом против ведьмовской порчи; но более сильными средствами были подковы, серебро, слюна и крестное знамение (в Англии), а также рябина (в Шотландии). Считалось также, что ведьмы превращаются в зайцев и что такого зайца можно застрелить только серебряной пулей или согнутой шестипенсовой монеткой. Если масло никак не сбивалось, это значило, что в дело замешана ведьма. Чтобы масло начало сбиваться, в маслобойку бросали серебряную монету или серебряную ложечку. Все банфширские фермеры и все доярки доили коров в первый раз после отела только на "шиллинг с крестом и короной", чтобы защитить животных от дурного глаза. А вот еще одно средство защиты от дурного глаза, существующее по сей день. Бабушка одного из авторов этой книги, замесив тесто для еженедельной выпечки, всегда чертила большой крест на его поверхности, оставляя его в глиняной деже, чтобы оно взошло. Когда он был ребенком, он спросил, для чего она так делает. Она не смогла ответить, но сказала, что так нужно поступать всегда. Сегодня я могу с уверенностью сказать: она защищала тесто от дурного глаза, или, как писал Генрих в своих "Hesperides":"Тесто я перекрещу -Хлеб вкуснее испеку". Кроме того, считалось важным, чтобы под порогом непременно лежал нож или кусок железа, отгоняющий ведьм. Когда ломовые извозчики проезжали мимо дома, где, по их мнению, жила ведьма, они обводили лезвием своего карманного ножа вокруг железных ободов своей телеги. Считалось, что это столь сильно действует на ведьму, что она бьется в агонии и не имеет сил навредить им. В воскресенье 4 марта 1760 г. "Mirror of Literature" сообщила следующее средство от колдовства: "Собачий жир, тщательно растопленный и очищенный, четыре унции; медвежий жир, восемь унций; жир каплуна, двадцать четыре унции. Три стебля омелы, растущей на зеленом орешнике, нарезать и истолочь во влажную кашицу. Смешать все в стеклянном сосуде и выставить на солнце на 9 недель; если этим средством натереть тело околдованного, в особенности поврежденную часть, то он непременно исцелится". Вера в существование колдунов и ведьм сохранилась повсеместно в современной сельской (и отчасти городской) России. Согласно народным представлениям, женщина может стать ведьмой или "по рождению", или "перенять" по незнанию умение колдовать от умирающей ведьмы, или выучиться этому ремеслу непосредственно у нечистой силы, пообещав взамен свою душу. В южных и северных регионах России народные представления о ведьмах существенно различаются. Если в центральных областях и на юге России ведьмы, как правило, хороши собой, любвеобильны и веселы (причем изредка они творят и добро), то на Русском Севере ведьмы представляются безобразными косматыми старухами с неизменно злобным и мстительным нравом. "Ведьма отличается от остальных женщин тем, что имеет хвост. По ночам она летает на помеле (по др. вар. - на кочерге, в ступе) по воздуху на шабаш в гости к нечистой силе". "Отправляются они (ведьмы) на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы и, как все чародеи, могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и желтых кошек. Одну такую свинью (в Брянских местах) били чем ни попало, но кочерги и ухваты отскакивали от нее, как мячик, пока не запели петухи. В случаях других превращений побои также считаются полезною мерою, только советуют бить тележной осью и не иначе, как повторяя при каждом ударе слово "раз" (сказать "два" значит себя сгубить, так как ведьма того человека изломает)". В русских деревнях повсеместно бытуют многочисленные рассказы о том, как изувечивают кошку или свинью, полагая, что это "оборочёная" ведьма, а "после того в деревне обыкновенно не замедлит обнаружиться баба с подвязанной щекой или прихрамывающая на ту или другую ногу... Ведьмы имеют чрезвычайно много общего с колдунами... Они... точно так же тяжело умирают, мучаясь в страшных судорогах, вызываемых желанием передать кому-нибудь свою науку, и у них точно так же после смерти высовывается изо рта язык, необычно длинный и совсем похожий на лошадиный". "Ведьмы обыкновенно по ночам выдаивают у коров молоко". Так как они "страстные охотницы до молока, ... наносят вред каждому домохозяину, истощая его коров. Говорят, ведьма может доить коров, несмотря ни на какое расстояние, стоит ей только очертить круг на земле с заговором и в центре его воткнуть нож. Молоко (будто бы) задуманной ей коровы потечет из него само собою". Жадность ведьм доводит их до того, что они в определенные дни чуть ли не до смерти опиваются краденым молоком, так "между поселянами есть старое поверье, что (12 августа, в день Свв. Силы и Силуяна)... обмирают ведьмы. Все это будто происходит от того, что они опиваются молоком... Уж если обомрет ведьма, говорят поселяне, то ее ничем не пробудишь. Жги скорей пяты соломой; всё дело пойдет на лад. Наши поселяне были бы очень рады видеть их всех мертвыми, да то беда: умирают страшно. Страшней того смотреть на ведьму, когда она обомрет: под ней и земля трясется, и в поле звери воют, и от ворон на дворе отбою нет, и скот нейдет на двор, и в избе все стоит не на месте. От такой напасти поневоле примешься за солому, да жечь пяты. Говорят старухи, что ведьмы после такого пробуждения, никогда уже не дотрагиваются до коров и не смотрят на молоко. Услужливые знахари снабжают наших поселянок разными снадобьями, спасающими коров от нападения ведьм. Мужики знают, что такие снадобья не всегда помогают. Хитрые ведьмы умеют их отхаживать назад пятами". В английских поверьях также отчетливо проявляется народное представление о том, что ведьмы портят молоко (ср. суеверие о не сбивающемся масле и оберег, к которому прибегали банфширские фермеры и доярки, когда "доили коров в первый раз после отела"). Помимо отнятия молока у коров, традиционными "занятиями" ведьм в России считаются делание заломов, порча людей и скотины, разлучение супружеских пар. "Ночь на Ивана Купалу считается самою опасною для нападения ведьм: домохозяева принимают все меры, чтобы оградить от них свой скот; они кладут в окнах изб крапиву, как противодействующий предмет чародейству ведьм, вешают на дверях хлевов убитую сороку или прилепливают сретенские восковые свечи. Ведьмы производят колдовство через заговоры и наговаривание разных трав, которые они собирают преимущественно в ночь на Ивана Купала. Травы эти (папоротник, белоголовник, шалфей, плакун, дурман, адамова голова, Иван-да-Марья, чертополох, подорожник, полынь и пр.) в руках обыкновенных людей не имеют такой силы, как в руках ведьм; те, приготовляя из них мази и натирая ими свое тело, могут принимать по желанию виды различных животных, например, свиньи. Если поймать такую ведьму-оборотня и бить ее наотмашь осиновым колом, то она непременно примет свой настоящий вид. Толкуют, будто в это время ведьма откажется от своего ремесла... Со смертью ведьмы не прекращаются еще ее сношения с землею; ненавистница при жизни, она, по мнению суеверов, остается долгое время ненавистницею рода людского и после смерти. Как и колдуны, они встают из гробов и ходят по земле; избавиться от них можно только одним - вколотить в могилу и в самый труп - осиновый кол... Против колдунов и ведьм употребляли траву чернобыльник; крапиву и плакун-траву, которая и сейчас в Москве, вместе с адамовой головою и Петровым крестом, у Москворецких ворот и на Глаголе продается за хорошую цену. 18 января (1 февраля по н. ст., в день Св. Афанасия-ломоноса) у ведьм бывает праздник; а потому люди суеверные принимают знахаря ровно в полночь, чтобы заговорить трубы, забить под княжек кол, насыпать на загнетки золу из семи печей... По народному поверью, ведьмы, как и другие колдуны, могут не только превращать себя, но и превращать людей в животных, и даже в неодушевленные предметы... Толкуют, что будто бы ведьмы любят после своей смерти сосать кровь из младенцев и молодых людей обоего пола. Про них говорят также и много хорошего: например, говорят, что ведьмы гостеприимчивы, ласковы и хороши; это, разумеется, до русских колдуний касается, что и говорили русские солдаты... Они подчас, как женщины, бывают очень пугливы. Говорят, чтобы напугать ведьму и обезоружить ее действия, нужно в той избе, где она находится, в крест оконной рамы, в косяк дверей, служащий перекладиной, или же в грядку под столом воткнуть нож и колдунья будет покорна". Точно так же и англичане считали заостренный металлический предмет (например, булавку или нож) наиболее радикальным средством от ведьм. одобно тому, как английские извозчики "обводили лезвием своего карманного ножа вокруг железных ободов", проезжая "мимо дома, где, по их мнению, жила ведьма", в России ножом очерчивали себя те смельчаки, которые ходили добывать цветок папоротника в ночь на Ивана Купалу. Круг как в английской, так и в русской традиции считается универсальной защитой от нечистой силы. Обычай крестить ножом хлеб был повсеместно распространен и в России. "Раньше народ, знаешь, какой набожный был! У нас бабушка, когда хлеб в печь сажала, все ковриги крестила по семь раз, семь раз крестила, ... чтоб Господь дал, а то нечистый дух может за хлебом у печку идить... Тогда зажигает солому сухую и кладет вот. так вот (по краю протвиня), чтоб огонь облетел все корвиги! Оттуда вытаскивает - хлеб из печки, вот сейчас вытащит лопаткой, кладет так брусок, моет, крестит и накрывает сразу... полотенцем или там скатертей старой, чтоб никто его не тронул. Когда за стол садятся, берет отец ковригу, трижды ножиком перекрестит, тогда резать начинают эти скибочки. Ну, что раньше было - теперь того сейчас нет!". (Ср. английский вариант этого обычая - чертить крест на поверхности замешенного теста, "оставляя его в глиняной деже, чтобы оно взошло"). Как в России, так и в Англии существовало представление о том, что порча, наведенная ведьмой, неотделима от нее самой. Поэтому в русских деревнях повсеместно существовала практика сжигать любые подозрительные предметы (пучки ниток, узлы, заломы и т. д.), которые потенциально могли быть "орудиями" ведьмы. Как горит "порченая" вещь, так же будет корчиться в нестерпимых муках и ведьма (ср. английский обычай класть "на полочку внутри большого камина" сердце свиньи, умершей от сглаза). В ряде мест в качестве оберега от порчи используют свечи, которые соответственно ассоциируются с огнем: "Между поселянами Калужской и Тульской губерний есть поверье, что (16 января, в день Св. Пророка Малахия)... голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, задаивают коров. Поселяне для избежания от такой беды привязывают над воротами сальную свечу". Помимо огня и железа (в том числе и подковы), в русских деревнях в качестве оберега от ведьм большой популярностью пользуется веник: "Если хочешь узнать, правда ли, что там такая-то ведьма, вот придет она к тебе, а ты незаметно веник раз - и переверни, поставь метелкой кверху, и она не сможет из дома выйти, будет и так и эдак крутиться, а не сможет уйти. И нож так-то воткнешь в стол незаметно, тоже не сможет уйти". Ну, и, конечно, главное оружие против всякой нечисти - крест и молитва. В русских деревнях и сегодня накануне праздника Крещения повсеместно мелом или углем рисуют кресты над окнами и дверьми, а в изголовье колыбели с целью защиты ребенка от нечистой силы "вырезают или намазывают смолой крест". В отличие от английской, в русской традиции практически не встречается поверий о превращении ведьм в зайцев, однако в русском фольклоре заяц тоже считается животным "нечистым" и нередко упоминается в определенной взаимосвязи с колдовством и ведьмами. Рассказы о ведьмах можно и сегодня услышать практически во всех областях России.