Примета: Чтобы вылечить скот от ящура, возьми два куска дерева и три один о другой, пока они не начнут тлеть. От этого огня зажги костер и прогони скот сквозь дым, некоторое время удерживая его в дыму. (Стамфордем (Нортамберленд), Йоркшир и Шотландия).
Разумеется, данные три области названы здесь только ради краткости изложения. Они никоим образом не исчерпывают распространенности этого обычая. Подобный метод лечения скота применялся суеверными людьми не только в Англии, Шотландии и Уэльсе, но и по всей Европе. В Англии самое раннее упоминание о "чистом огне" содержится в "Хрониках Лейнеркоста" (1268), где описывается, как во время морового поветрия среди скота "некий подлец, инок по одеянию, но язычник душой, внушил здешним простецам мысль добыть огонь трением дерева и воздвигнуть кумир в образе Приапа, полагая тем самым укрепить свой скот против болезни". С тех пор обычай значительно распространился и не было ни одного сельского района в Англии и Шотландии, где не зажигали бы "чистый огонь". В Инглтоне, маленьком городке в Восточном Йоркшире, огнем, добытым с помощью трения двух кусков дерева, поджигали большой костер из вязанок хвороста и валежника. Затем костер разбрасывали, и скот прогоняли по горящим угольям. В Нортамберленде вплоть до XIX в. существовала практика сперва гасить все огни, горевшие в округе, - в домашних очагах и где бы то ни было. Затем два куска древесины терли до возгорания, этим пламенем поджигали солому и валежник, в костер бросали ветки можжевельника, и скот прогоняли сквозь дым. Огонь от этого костра разносили соседям, которые зажигали от него свои очаги: таким образом вся зараженная местность покрывалась сетью "чистых огней". Согласно записи одного викария из Стамфордема (Нортамберленд), такие костры горели еще в первой половине XIX в. На острове Малл (Гебриды) люди приносили на вершину горы Карнмор колесо и девять дубовых веретен. Затем следовало погасить огни во всех домах, которые были видны с холма и быстро вращать колесо между девяти веретен до тех пор, пока от трения не загорался огонь. Та же самая процедура применялась и в графстве Кейтнесс. В других областях Шотландии (например, на северо-востоке Абердиншира) огонь добывали с помощью "muckle wheel" - тележного колеса, насаженного на ось, которая еще ни разу не была в употреблении. Его быстро вращали до тех пор, пока от трения не загорался огонь. Такой огонь назывался "девственным пламенем"; и от него зажигали огни во всех коровниках. В графстве Литрим (Ирландия), если среди скота начинался мор, было принято гасить все огни в округе и двух соседних (по одному с каждой стороны). "Чистый огонь" здесь добывался не с помощью колеса и не трением двух маленьких кусочков сухого дерева. Местные жители ставили на землю большой деревянный брус и терли по нему взад-вперед небольшой деревяшкой, оснащенной двумя ручками. От огня, полученного таким образом, они снова зажигали все огни в округах. В некоторых случаях было необходимо (с точки зрения населения) пожертвовать огню одно животное. В этом случае на Гебридах использовалась одна из яловых телок: больные части сжигались, а остальное мясо съедали на празднестве, следовавшем после завершения церемонии. В других местах (в частности, на острове Мэн) огню жертвовали теленка, свинью или овцу. Вера в магическую силу "Чистого огня" сохранялась в России повсеместно вплоть до 30-х годов XX столетия. Огонь этот почитался за священный, его добывание воспринималось как святое таинство и обставлялось многочисленными обрядовыми действиями. Добывался "Чистый огонь" тем же способом, что и в Англии: "Крутили мужики около палки веревку: веревка загорелась. Приняли огонь на сухую смоляную спицу - развели костер. Разобрали огонь по домам и старались его долго поддерживать. Очень его ценили и почитали, потому что это был именно "живой огонь", из дерева вытертый, свободный, чистый и природный. Вологодские мужики сняли колосники (жерды) с овина, изрубили их на части и также терли, пока те не загорелись. Огнем таким разожгли они костры: один на улице, другой в скотском прогоне, третий в начале поскотины и четвертый в середине деревни. Через второй костер перегнали они весь скот, чем и воевали с сибирской язвой". Обычно "Чистый огонь" употреблялся для "защиты себя и домашнего скота от повальных болезней. Там, где эти падежи часты, напр|имер) в Новгородской губернии, для вытирания живого огня устраивается даже постоянное приспособление в виде машины, так называемый) "вертушок". Два столба врыты в землю и наверху скреплены перекладиной. В середине ее лежит брус, концы которого просунуты в верхние отверстия столбов таким образом, что могут свободно вертеться, не переменяя точки опоры. К поперечному брусу, одна против другой, приделаны две ручки, а к ним привязаны крепкие веревки. За веревки хватаются всем миром и среди упорного молчания (что составляет непременное условие для чистоты и точности обряда) вертят брус до тех пор, пока не вспыхнет огонь в отверстиях столбов. От него зажигают хворостины и подпаливают ими костер. Как только последний разгорится, все бросаются к стаду, которое еще накануне священного дня было сбито в табун и выгнано в поле к ручью, и затем, не пропустив ни одной животины, перегоняют всех через огонь. А чтобы вера в очистительную силу этого огня стояла в деревне крепче, по обеим сторонам костра выкапывают две ямы: в одну зарывают живую кошку, в другую собаку, - этим отнимают у чумных оборотней силу бегать по дворам кошками и собаками и душить скотину". Добывание "Чистого огня" может иметь характер ритуального действия (как составной элемент народного празднества) и не восприниматься непосредственно как способ борьбы с эпидемией. Так, в Туле "вечером 23 июня (на Ивана Купалу) крестьяне выходят в поле в чистых белых рубашках, составляют костры из хвороста; другие приносят с собой дегтярные баклаги. Старики садятся в кружок и начинают через трение добывать огонь из двух старых, сухих деревьев. Кругом их все стоят в глубоком молчании. Едва показался огонь, все ожило, запело и завеселилось. Зажигают костры и баклаги. Молодые поют и пляшут, старики сидят в кружках, беседуют о старине и от радости попивают винцо. Часто случалось видеть, как над этим костром старушки-матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, с полной уверенностью, что от сего обряда прекратятся болезни. Наш народ думает, что перескакивание через огонь избавляет от очарования".