Примета: Если умер один из членов семьи, то для того чтобы узнать, кто умрет следующим:солому или сено из матраца умершего следует вынести на открытое пространство и поджечь. Затем остальные члены семьи должны отыскать среди пепла след человеческой ноги. Тот член семьи, чья нога совпадает с этим следом умрет следующим. (Нортамберленд).
Очевидно, если след не подойдет ни к чьей ноге, то никто из членов семьи никогда не умрет. В России традиционным временем отправления обрядов, с помощью которых человек стремился узнать свое будущее, были святки и русальная неделя. Святочные гадания непосредственно о смерти малочисленны. Например, в Заонежье гадали с помощью лучины, "которую в полночь на Новый год окунали в прорубь и несли в беседную избу. Мокрую лучину следовало зажечь, пока не погасла лучина в светце. Тех, кому это не удавалось сделать, согласно поверью, ожидала скорая смерть". В Вологодской губ. "в ночь на Новый год все члены семьи берут по ложке воды и выносят в холодное место, а поутру смотрят: у кого вода застыла с углублением, тот умрет, а у кого ровно или с бугорком - будет жить в наступающем году". Гораздо чаще народное гадание предполагало выбор "ответа" из некоторого множества "вариантов", один из которых и являлся предсказанием смерти: например, петух клюнет в деньги - к богатому замужеству; в хлеб - к среднему достатку; в уголь - к бедности; в воду - быть замужем за пьяницей; в щепку - к смерти. Отдельно гадали о смерти в тех особых случаях, когда жизнь человека, что называется, "висела на волоске". Так, загадывали "на жизнь новорожденных... Потребность в гадании, будет ли младенец жить, возникала в случаях, когда уверенности в его жизнеспособности у родителей не было. Для этого приглашали знахарку, иногда ритуал выполняла повивальная бабка... В бане на лавку рядом с младенцем ставили шайку с чистой прозрачной водой, на которую "нужные слова" нашептывала знахарка. Если вода играла отраженным светом ("живая вода"), то делали вывод, что ребенок будет жить; неподвижная ("мертвая") вода предвещала ребенку смерть. Местами из тех же самых примет делали прямо противоположные выводы... В горшок с "наговорною" водой клали тридевять щепочек (вариант - три щепки) с коневого бревна дома или бани, девять зернышек (вариант - 27 зерен) жита или девять горошин и ставили на огонь. Когда вода закипала, в нее трижды опускали медное распятие. После этого горшок ставили к порогу. Если кипение продолжалось какое-то время, то заключали, что ребенок будет жить. Если кипение прекращалось сразу, то ожидали смерти младенца. Ритуал повторяли трижды". Во время венчального богослужения определяют, кому умереть первым - мужу или жене (по тому, как горят венчальные свечи в их руках): "У кого венчальная свеча сгорит более во время бракосочетания, тот скорее и умрет". Это суеверие распространено повсеместно и в наши дни. В России вплоть до наших дней гадают о жизни и смерти по тому, в какой стороне от гадающего кукует кукушка: справа - "еще буду жить; если в зад - плохо; в левую сторону - опять плохо; вперед - хорошо; у зад - плохо, умрешь, а в левую сторону - вот это жизнь будет невеселая, вот правая уже сторона - лучше". Точно так же о продолжительности жизни судят и по тому, сколько раз прокуковала кукушка. Сено, на котором лежал покойник, а также стружки от его гроба сжигались. Если дым от такого костра стелился по земле - это означало, что умерший "заберет" с собой кого-то еще из членов семьи, если же дым поднимался к небу - это служило хорошим знаком: больше в семье никто не умрет. (Ср. английский обычай узнавать, "кто умрет следующим" в семье по следу, найденному в пепле от сожженных "соломы или сена из матраца умершего").