Остер, как лезвие бритвы, неодолим, недоступен этот путь - говорят мудрецы.
Постигнув того Атмана, что беззвучен, неосязаем, лишен образа, не гибнет, а также лишен вкуса, вечен, лишен запаха.
Без начала, без конца превыше великого, постоянен, (человек) освобождается из пасти смерти".
Произнеся и выслушав древний, рассказ о Начикетасе, рассказанный смертью,
Мудрый возвеличивается в мире Брахмана.
Кто передает эту высшую тайну в собрании брахманов,
Или же, полный усердия, - во время шраддхи, (тому) она дарует бесконечную жизнь, она дарует бесконечную жизнь!
Часть вторая
Первый раздел
"Самосущий проделал (для чувств) отверстия наружу - поэтому (человек) глядит вовне, а не внутрь себя.
(Но) великий мудрец, стремясь к бессмертию, глядел внутрь себя, закрыв глаза.
Неразумные следуют внешним желаниям, они попадают в распростертые сети смерти.
Мудрые же, узрев бессмертие, не ищут здесь постоянного среди непостоянных (вещей).
Чем (человек ощущает) образ, вкус, запах, звуки и любовные прикосновения,
Тем он и распознает. Что же остается здесь? Поистине, это - То.
Постигнув (того), благодаря которому он видит и то и другое - состояние сна и состояние бодрствования, -
Великого, всепроникающего Атмана, мудрый не печалится.
Кто знает этого воспринимающего Атмана, живого, (находящегося) вблизи,
Владыку прошедшего и будущего, тот больше не страшится. Поистине, это - То.
Кто древле рожден от подвижничества, кто древле родился из вод;
Проникши в тайник (сердца), находится (там), кто различает с помощью существ, поистине, это - То.
(Та), которая возникает с дыханием, Адити, заключающая в себе божеств;
(Которая), проникши в тайник (сердца), находится (там); которая рождена с существами, поистине, это - То.
Скрытый в кусках дерева Джатаведас, подобно плоду, хорошо укрытому (во чреве) беременных, -
Огонь день за днем должен быть чтим людьми, пробудившимися и совершающими возлияние. Поистине, это - То.
Откуда восходит солнце и куда оно заходит -
В том утверждены все боги, никто не выходит за его пределы. Поистине, это - То.
Что здесь, то и там; что там, то и здесь.
От смерти к смерти идет тот, кто видит здесь (что-либо) подобное различию.
Лишь разумом следует постигать это. Нет здесь никакого различия.
От смерти к смерти идет тот, кто видит здесь (что-либо) подобное различию.
Пуруша, величиной с большой палец, находится в середине тела,
Владыка бывшего и будущего - (познавший его) больше не страшится. Поистине, это - То.
Пуруша, величиной с большой палец, подобный пламени без дыма, -
Владыка бывшего и будущего. Он - сегодня, он - и завтра. Поистине, это - То.
Как вода, пролившаяся на горы, устремляется вниз по склонам,
Так и видящий различие в свойствах (вещей) устремляется за ними.
Как чистая вода, налитая в чистую, остается такой же. Так и Атман молчальника, наделенного распознаванием, остается (таким же, как высший Атман), о Гаутама!
Второй раздел
(Вот) град с одиннадцатью вратами - нерожденного, с неискривленной мыслью, -
Правя (им), он не печалится, и, освобожденный, он освобождается. Поистине, это - То.
"Гусь", (он пребывает) в небе, васу - в воздушном пространстве, хотар - у алтаря, гость - в доме;
(Он - ) в людях, в богах, в законе, в пространстве; рожден из вод, рожден из земли, рожден из закона, рожден из гор. (Он - ) великий закон.
Он возносит вверх выход, влечет внутрь вдох;
Карлика, сидящего внутри, (его) почитают все боги.
Когда этот плотский, находящийся в теле (Атман) распадается,
Освобождается от плоти, что же остается здесь? Поистине, это - То.
Ни выдохом, ни вдохом не живет никакой смертный,
Но иным живут они - (тем), на чем основаны оба эти (дыхания).
Что же - я поведаю тебе эту тайну вечного Брахмана
И (о том), что бывает с Атманом, достигшим смерти, Гаутама!
Одни тела достигают (материнского) лона для (нового) воплощения.
Другие входят в неподвижные тела, согласно (своим) действиям, согласно знаниям.
Этот пуруша, который бодрствует в спящих, порождающий один желанный (образ) за другим,
Он - чист, он - Брахман, он зовется бессмертным.
В нем утверждены все миры, никто не выходит за его пределы. Поистине, это - То.
Как единый огонь, проникнув в мир, уподобляется каждому образу,
Так же и единый Атман во всех существах уподобляется каждому образу, (оставаясь) вне (их).
Как единый ветер, проникнув в мир, уподобляется каждому образу,
Так же и единый Атман во всех существах уподобляется каждому образу, (оставаясь) вне (их).
Как солнце, глаз всего мира, не оскверняется внешними пороками, (зримыми для) глаз,
Так же и единый Атман во всех существах не оскверняется мирским злом, (оставаясь) вне (его).
Единый властитель, Атман во всех существах, что умножает одно семя -
(Лишь) тем мудрецам, которые видят его в самих себе, (суждено) вечное блаженство, и не иным.
Вечный среди невечных, мыслящий среди немыслящих, единый среди многих, что доставляет (исполнение) желаний, -
(Лишь) тем мудрецам, которые видят его в самих себе, (сужден) вечный покой, и не иным.
"Это - То", - так полагают о невыразимом, высшем блаженстве:
Как могу я распознать То? - Светит ли оно (само) или отсвечивает?
Там не светит ни солнце, ни луна и звезды, не светят эти молнии - откуда (может быть там) этот огонь?
Все светит лишь вслед за "им, светящим; весь этот (мир) отсвечивает его светом.
Третий раздел
Наверху (ее) корень, внизу - ветви, это вечная смоковница.
Это чистое, это Брахман, это зовется бессмертным.
В этом утверждены все миры, никто не выходит за его пределы. Поистине, это - То.
Весь этот мир, что существует, движется в жизненном дыхании, (из которого он) вышел.
Это - великий страх, молния сверху. Кто знает это, те становятся бессмертными.
Из страха перед ним горит огонь, из страха - горит солнце.
Из страха - бегут Индра, и Ваю, и пятая - смерть
Если (кто-либо) способен постичь его до распада тела.
То он подвергается воплощению в сотворенных мирах.
Как в зеркале, так (виден он и) в Атмане; как во сне, так - и в мире предков;
Как в воде, так виден он и в мире гандхарвов; как в тени и свете, так - и в мире Брахмана.
(Зная) по отдельности природу чувств, (их) восход и заход:
Зная по отдельности (их) возникновение, мудрый не печалится.
Разум выше чувств, сущность выше разума,
Великий Атман - над сущностью, Непроявленное - выше великого (Атмана),
Пуруша же - выше Непроявленного, - всепроникающий и лишенный признаков.
Узнав его, существо освобождается и достигает бессмертия.
Образ его незрим, никто не видит его глазом.
Он постигнут сердцем, мыслью, разумом; те, кто знает его, становятся бессмертными.
Когда пять (источников) знаний успокаиваются вместе разумом
И не действует способность постижения, - это зовут высшим путем.
Твердое владение чувствами - это считают йогой.
Тогда (человек) становится неотвлеченным, ибо йога приходит и уходит.
Нельзя достичь его ни речью, ни разумом, ни глазом.
Как постичь его иначе, нежели говоря "Он есть?"
"Он есть" так следует постигать (его) истинную природу в обоих (видах).
"Он есть" - постигшему (его) так открывается (его) истинная природа.
Когда прекращаются все желания, обитающие в сердце,
То смертный становится бессмертным и достигает здесь Брахмана.
Когда разрубаются все узлы, (связывающие) здесь сердце,
То смертным становится бессмертным - таково наставление.
В сердце - сто и одна артерия, из них одна ведет к голове.
Идущий по ней вверх достигает бессмертия, во все (стороны) служат выходами другие (артерии).
Пуруша величиной с большой палец, (находящийся) внутри тела, всегда пребывает в сердце людей.
Пусть с твердостью извлекут его из своей плоти, как сердцевину из тростника;
Пусть знают его как чистого, бессмертного, пусть знают его как чистого, бессмертного".
Так Начикетас, приобретя знание, поведанное смертью, и все это предписание йоги,
Достигши Брахмана, стал бесстрастным и бессмертным. Так же (будет) и с другим, кто знает об Атмане.