Из глубины веков » Упанишады » Субала Упанишада
ДИАЛОГ СУБАЛЫ И БРАХМЫ
1. Так сказано. "Что тогда было?" Тому (Субале) тот (Брахма) сказал: "Не (было тогда) сущего, не (было) не-сущего", не (было) и сущего и несущего (одновременно). Из этого явился Мрак, из Мрака - Первоэлемент, из Первоэлемента - пространство, из пространства - ветер, из ветра - огонь, из огня - вода, из воды - земля. Затем появилось яйцо. Оно, высиживаясь год, разделилось пополам: на землю внизу и на пространство вверху. В середине (возник) божественный Человек: Человек с тысячью голов, с тысячью глаз, с тысячью ног, с тысячью рук. Первой из (всех) существ он произвел смерть - трехслогового, трехглавого, трехногого Кхандапарашу. Его имя - Брахман. Он вошел в Брахмана, и тот произвел из (своего) ума семь сыновей. Те (в свою очередь) из (своего) ума произвели вираджи, (наделенные) истиной, и они поистине суть Праджапати. Того (божественного Человека) рот стал брахманом, руки - кшатрием, бедра - вайшьей, из ног родился шудра. Из (его) ума рождена Луна, из глаза родилось Солнце, Из уха - ветер и дыхание, из сердца рождается все это.
2. Из (его) нижнего дыхания (возникли) нишады, якши, ракшасы, гандхарвы, из костей - горы, из волос - травы и деревья, из лба родился рожденный от гнева Рудра. Дыхание этого великого существа - Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа, фонетика, ритуалистика, грамматика, этимология, просодия, астрономия, дискурсия, миманса, дхармашастры, истолкования, дополнительные истолкования и все существа. Золотой блеск, в котором пребывает этот Атман и все миры, разделился на две половины: женскую и мужскую. Став богом, (он) создал богов, став мудрецом - мудрецов (и сходным образом создал) также якшей, ракшасов. гандхарвов, обитателей деревни и леса, также животных. Одно - корова, другое - бык, одно - жеребец, другое - кобыла, одно - ослица, другое - осел, одно - "вседержительница" (Земля), другое - "вседержитель" (Вишну). Он, становясь в конце (времен) Вайшванарой, сжигает все сущее: земля растворяется в воде, вода - в огне, огонь - в ветре, ветер - в пространстве, пространство - в чувствах, чувства - в танматрах, танматры - в Первоэлементе, Первоэлемент - в Великом, Великий - в Непроявленном, Непроявленное - в Непреходящем, Непреходящее - во Мраке (Смерти), а Мрак сливается с высшим богом, за пределами которого нет ни сущего, ни не-сущего, ни сущего и несущего (одновременно). Это поучение о нирване, поучение Веды, поучение Веды.
3. Поистине (все) это вначале было не-сущим. Размышляя о том, что нерожденное, невозникшее (из другого), неопирающееся (на что-либо иное), беззвучное, неосязаемое. бесформенное, безвкусное, необоняемое, неизменяемое, немассивное, нерастущее. невеликое, невозникшее (есть его) Атман, мудрый не печалится. (Это) безжизненное, без-устое, безухое, беззвучное, безумное, бесславное, безглазое, безимянное и безродное, без-головое, безрукое и безногое, непривязанное (к чему-либо, некрасное, неизмеримое, не-короткое, недлинное, немассивное, неатомарное, немалое, неограниченное, неопределимое, не-удлиненное, неосмыслимое, недемонстрируемое, несокрытое, безвнутреннее, безвнешнее. (Оно) ничего не поедает и само (никем) не поедается. Его следует достигать правдой, дарами, аскезой, постом, воздержанием и безразличием (ко всему - этой) шестичленной (практикой). Этим трем пусть следует: воздержанию, дарам, милосердию. (Тогда) у него праны не уйдут и здесь "растворятся". Став Брахманом, в Брахмане же растворится, кто так знает.
4. В середине сердца - красный мясной шарик, в котором малый белый лотос расцветает во все стороны, подобно красному лотосу. В сердце десять отверстий, в коих помещены праны. Когда (йогин) соединяется с праной, тогда видит реки и города, многие и различные. Когда соединяется с вьяной, тогда видит богов и риши. Когда соединяется с апаной, тогда видит якшей, ракшасов и гандхарвов. Когда соединяется с уданой, тогда видит божественные миры, богов, Сканду и Джаянту. Когда соединяется с саманой, тогда видит божественные миры и богатства (всех видов). Когда соединяется с вайрамбхой, тогда видит (все, до того) виденное, слышанное, вкушенное и невкушенное, сущее и не-сущее - все видит. Здесь эти десять и десять артерий. В каждой из них по 72 тысячи артерий: (там), где этот Атман спит и производит звуки. Когда же спит во втором "слое", тогда видит и этот мир, и будущий, распознает все звуки. "Спокойное (видение)" - так говорят (об этом). Прана защищает тело. (Тогда) артерии наполняются зеленой, темносиней, желтой, красной и белой кровью. И здесь малый белый лотос расцветает во все стороны, подобно красному лотосу. Артерии, именуемые "хита", подобны волосу, разделенному тысячекратно. В пространстве сердца, (что расположено в высшем "слое", спит этот божественный Атман. Когда спит, не имеет никаких желаний, не видит никакого сна, там нет ни богов, ни божественных миров, ни жертв, ни не-жертв, ни матери, ни отца, ни сородича, ни родственника, ни вора, ни убийцы брахмана. (Его форма) - из блеска и бессмертия, (Он) состоит из воды и (погружается) в воду. И таким же путем "владыка" вновь просыпается, - так тот (Брахма) поведал (мудрецу Субале).
5. (Высшее начало) распределяет "места" (соответствующим) "занимающим места", а артерии - их соединения. Глаз - это в аспекте тела, видимое - это в аспекте существа, Солнце здесь это в аспекте божества, артерия - их соединение. (Тот), что в глазе, что в видимом, что в Солнце, что в артерии, что в пране, что в распознавании, что в наслаждении, что в пространстве сердца, что внутри всего этого вращается, - тот этот Атман. Пусть почитает этого Атмана - нестареющего, неумирающего, бесстрашного, беспечального, бесконечного.
6. Вначале в этом мире ничего не было. Эти существа рождались, не имея ни корня, ни опоры. Был один небесный бог Нараяна. Глаз и видимое - Нараяна, ухо и слышимое - Нараяна, нос и обоняемое - Нараяна, язык и вкушаемое - Нараяна, кожа и осязаемое - Нараяна, Ум и мыслимое - Нараяна, Разум и разумеваемое - Нараяна, Эготизм и примысливание себя - Нараяна, Мышление и постигаемое - Нараяна. орган речи и произносимое - Нараяна, руки и взятие - Нараяна, ноги и хождение - Нараяна, орган испражнения и испражняемое - Нараяна, орган деторождения и наслаждения - Нараяна. Поддерживатель, устроитель, созидатель, разделитель, небесный бог - один Нараяна. Адитьи, Рудры, Васу, Ашвины, ричи, яджусы, саманы, мантры, огни, жидкая жертва, призывание - Нараяна. Возникновение, бытие, небесный бог - одни Нараяна. Мать, отец, брат, жилище, убежище, друг, путь - Нараяна. Вирадж, Сударшана, Джита, Саумья, Могха, Кумара, Амрита, Сатья, Мадхьяма, Насира, Шишура, Сурья, Асура, Бхасвати известны (как) названия божественных артерий. (Атман, что в них) ревет, поет, веет, дождит, Варуна, Арьяман, Месяц, частица (времени). Кали, Миродержитель, Брахма, Праджапати, Индра, дни, пол-дни, времена, космические периоды, (то, что) наверху и во (всех) Сторонах света и все - Нараяна.
Это поучение о нирване, поучение Веды, поучение Веды.
7. В "тайнике" внутри тела помещен нерожденный, единый, вечный, чье тело - земля, кто движется среди земли, кого земля не знает; чье тело - вода, кто движется среди воды, кого вода не знает; чье тело - огонь, кто движется среди огня, кого огонь не знает; чье тело - ветер, кто движется среди ветра, кого ветер не знает; чье тело - пространство, кто движется среди пространства, кого пространство не знает; чье тело - Ум, кто движется среди Ума, кого Ум не знает; чье тело - Разум, кто движется среди Разума, кого Разум не знает: чье тело - Эготизм, кто движется среди Эготизма, кого Эготизм не знает; чье тело - Мышление, кто движется среди Мышления, кого Мышление не знает; чье тело - Непроявленное, кто движется среди Непроявленного, кого Непроявленное не знает: чье тело - Непреходящее, кто движется среди Непреходящего, кого Непреходящее не знает; чье тело - Смерть, кто движется среди Смерти, кого Смерть не знает. Это и есть тот Атман, что пребывает внутри всех существ, лишенный порока, небесный бог, одни Нараяна.
Это знание передано Апантаратамасу, Апантаратамас передал (его) Брахме, Брахма - Гхорангирасу, Гхорангирас - Райкве, Райква - Раме, Рама - всем существам. Это поучение о нирване, поучение Веды, поучение Веды.
8. В "тайнике" внутри тела помещен чистый - это Атман (всего сущего). В середине тела, заполненного жиром, мясом и влагой, в бесконечно ущербном, в (преходящем), как картина на стене, в (призрачном), как город гандхарвов, в лишенном сока, как платан, в непостоянном, как водяной пузырь, мудрые созерцают Атмана, чья форма не поддается мысли, небесного бога, непривязанного, чистого, с телом блеска, бесформенного, всевладыку, немыслимого, бестелесного, помещенного в "тайнике", бессмертного, сверкающего, блаженного. Благодаря этому (они) не знают "растворения".
9. И вот Райква вопрошал того (Гхорангираса): "Господин! Во что все (это) исчезает?" Тот ему ответил: "Кто поглощает глаз, в том глаз исчезает; кто поглощает видимое, в том видимое исчезает; кто поглощает Солнце, в том Солнце исчезает: кто поглощает (артерию) Вирадж, в том (артерия) Вирадж исчезает; кто поглощает прану, в том прана исчезает: кто поглощает распознавание, в том распознавание исчезает; кто поглощает наслаждение, в том наслаждение исчезает; кто поглощает четвертое (состояние), в том четвертое (состояние) исчезает - (а он) в бессмертном, не-устрашающем, беспечальном, бес-конечном, бес-семенном растворяется", - так он сказал.
10. Тогда Райква его вопросил: "Господин! В чем все (эти миры) прочно утверждены?" Тот ответил: "В мирах расатала". "А в чем (утверждены) миры расатала как основа и уток ткани?" - "В мирах бхур", - так сказал. "А в чем миры бхур как основа и уток ткани?". "В мирах бхувар," - так сказал. "А в чем миры бхувар как основа и уток ткани?" - "В мирах сувар", - так сказал. "А в чем миры сувар как основа и уток ткани?" - "В мирах махар",-так сказал. "А в чем миры махар как основа и уток ткани?"- "В мирах джанас", - так сказал. "А в чем миры джанас как основа и уток ткани?" - "В мирах тапас", - так сказал. "А в чем миры тапас как основа и уток ткани?" - "В мирах сатья", - так сказал. "А в чем миры сатья как основа и уток ткани?" - "В мирах Праджапати", - так сказал. "А в чем миры Праджапати как основа и уток ткани?" - "В мирах Брахмы", - так сказал. "А в чем миры Брахма как основа и уток ткани?" - "Все миры (утверждены) подобно драгоценным камням, (нанизанным на нить) в Атмане (и) Брахмане как основа и уток ткани", - так он сказал. (Кто) так знает (все) эти миры как утвержденные в Атмане, тот становится Атманом (всего). Это поучение о нирване, поучение Веды, поучение Веды.
11. Тогда Райква его вопросил: "Господин! Каким путем то чистое сознание. оставляя (свое) место и поднимаясь, исходит от тела?" Тот ему ответил: В середине сердца красный кусочек плоти, в котором тот малый белый лотос расцветает во все стороны, подобно красному лотосу. В середине его - "океан", в середине "океана" - "сокровищница", в той четыре артерии: Рама, Арама, Иччха, Апунарбхава. При этом Рама посредством добродетели ведет (практикующего) в мир добродетели, Арама посредством порока - в (мир) порока, посредством же Иччхи достигается все, о чем только (можно) вспомнить. Посредством Апунарбхавы (исходящий из тела) пробивается через "сокровищницу", пробившись через "сокровищницу", пробивается через череп, пробившись через череп, пробивается через землю. Пробившись через землю, пробивается через воду. Пробившись через воду, пробивается через огонь. Пробившись через огонь, пробивается через ветер. Пробившись через ветер, пробивается через пространство. Пробившись через пространство, пробивается через Ум. Пробившись через Ум, пробивается через Первоэлемент. Пробившись через Первоэлемент, пробивается через Великого. Пробившись через Великого, пробивается через Непроявленное. Пробившись через Непроявленное, пробивается через Непреходящее. Пробившись через Непреходящее, пробивается через Смерть (Мрак). Смерть же поистине становится одним с (тем) высшим богом, выше которого нет ни сущего, ни не-сущего, ни сущего и не-сущего (одновременно). Это поучение о нирване, поучение Веды, поучение Веды.
12. Поистине пища (вначале) приходит от Нараяны. (Затем) варится во (время) великого растворения в мире Брахмы. Затем (снова) варится в (мире) Адитьи. Затем (снова варится) в жертвоприношении и прочем. (Пищу), из которой течет вода, и несвежую (вкушать не следует). Следует вкушать пищу очищенную, не выпрошенную, не "запланированную" и никого (о ней) не просить.
13. Пусть будет как ребенок. Природа ребенка - непривязанность и непорочность. Пусть пребывает в молчании, учености, бесконечном труде (над) собой. В связи с устраненностью сообщается (следующее). Праджапати сказал: "Познав великое состояние, пусть обитает у подножия дерева, одетый в рубище, без друзей, одинокий, медитирующий. Желающий Атмана, осуществивший желания, не имеющий желания, с обветшавшими желаниями, пусть, узнавая (лишь) образы Смерти в слоне, льве, насекомом, комаре, мангусте, змее, ракшасе, гандхарве, ничего не боится". Пусть будет как дерево, (которое), даже когда (его) рассекают, не гневается и не трепещет: как лотос, (который), даже когда (его) рассекают, не гневается и не трепещет; как пространство, (которое), даже когда (его) рассекают, не гневается и не трепещет. Но пусть пребывает в правде, правда - этот Атман. Земля - сердце всех запахов, вода - сердце всех вкусов, огонь - сердце всех форм, ветер - сердце всех осязаний, пространство - сердце всех звуков, Непроявленное - сердце всех "путей" (всех существ), Смерть (Мрак) - сердце всех существ. Смерть становится единой с высшим богом, выше которого нет ни сущего, ни не-сущего, ни сущего и не-сущего (одновременно). Это поучение о нирване, поучение Веды, поучение Веды.
14. Земля поистине пища, вода - поедатель пищи. Вода поистине пища, огонь - поедатель пищи. Огонь поистине пища, ветер - поедатель пищи. Ветер поистине пища, пространство - поедатель пищи. Пространство поистине пища, чувства - поедатели пищи. Чувства поистине пища, Ум - поедатель пищи. Ум поистине пища, Разум - поедатель пищи. Разум поистине пища, Непроявленное - поедатель пищи. Непроявленное поистине пища, Непреходящее - поедатель пищи. Непреходящее поистине пища, Смерть - поедатель пищи. (Она) становится одним с высшим богом, выше которого нет ни сущего, ни не-сущего, ни сущего и не-сущего (одновременно). Это поучение о нирване, поучение Веды, поучение Веды.
15. Тогда Райква его вопросил: "Господин! Каким путем то чистое сознание, исходя из тела, сожигает (свое) место?" Тот ему ответил: Это чистое сознание, выходя из тела, сожигает прану, (затем) апану, вьяну, удану, саману, вайрамбху, мукхью, антарьяму, прабханджану, кумару, шьену, кришну, швету и нагу. (Затем) сожигает землю, воду, огонь, ветер, пространство. (Затем) сожигает бодрствование, сон со сновидениями, сон без сновидений, четвертое (состояние), великий мир и другой мир. Сожигает мир и не-мир, сожигает добродетель и порок. (Сожигает мир), лишенный света, границы, видимости, затем другой (мир) сожигает, сожигает Смерть. Смерть же становится одним с высшим богом, выше которого нет ни сущего, ни не-сущего, ни сущего и не-сущего (одновременно). Это поучение о нирване, поучение Веды, поучение Веды.
16. (Это) происходящее от Субалы тайное наставление о Брахмане нельзя передавать тому, кто не успокоен, (также) не имеющему сына, не имеющему ученика, не прожившему (на одном месте) тысячи ночей, тому, чей род и поведение неизвестны, - нельзя ни передавать, ни говорить (даже) нельзя о нем.
У кого высшая преданность богу и как богу, так и учителю -
Для того великого "сияют" сообщаемые (здесь) предметы.
Это поучение о нирване, поучение Веды, поучение Веды.
Так заканчивается великая Субала Упанишада.