Выберите букву, на которую начинается слово, значение которого Вы хотите узнать:
АБВГДЗИКЛМНОПРСТУФЦЧЭЮЯ
[Мышление]
аЧ активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах и т. п., именющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с решеннием нетривиальных задач; высший продукт особым образом органнизованной материи Ч человеческого мозга. М. опосредствовано: а) ощущениями и восприятиями, на базе которых формируется мыснлительный акт; б) прошлым опытом, благодаря чему внешние принчины (объекты познания) отражаются в голове человека через понсредство внутренних условий (накопленного ранее опыта); в) понзнанием чувственно воспринимаемого, непосредственно наблюданемого, на основе анализа которого человек отражает в М. такие стороны действительности, которые не даны ему в непосредственнном опыте (напр., с помощью М. человек формирует понятия о причинной связи, точке, бесконечности и т. п., которые не даны ему в непосредственном опыте). Обобщенный характер М. (см.: Обобнщение) в своей развитой форме специфичен лишь для человека. Обобнщенность М. выявляется в способности человека познавать общие характеристики предметов в единичном, осуществлять переходы от менее общего к более общему (см.: Тождество), формировать обнщие понятия, общие суждения (см.: Суждение), законы, нормы, научные теории и т. п. Способность к решению нетривиальных зандач означает, что М., как и процесс трудовой деятельности, лежанщий в основе формирования мыслительной деятельности, являетнся целеустремленным, активным, связанным с открытием нового, с принятием соответствующих решений, с подчинением ближайншей цели конечному результату, с изобретением и применением различных мыслительных средств для достижения этого результата. Механизмы М. исследуются различными науками: психологией, физиологией высшей нервной деятельности, логикой, кибернетинкой и др. Характерным для логико-гносеологических исследований М. является изучение его в связи с проблемами адекватного отраже- ния изучаемых объектов в мысли, в связи с задачами достижения истины в процессе познания, в связи с теми приемами и процендурами, правильное использование которых является необходинмым условием достижения верного, истинного знания. Важной задачей философско-гносеологических исследований М. является изучение его исторического развития, его форм как средств понзнания, социальных детерминаций познания. М. неразрывно свянзано с мозгом, но не может быть полностью объяснено физиолонгией высшей нервной деятельности. М. - продукт не только бионлогической эволюции человека, но и его развития как общественнного существа. М. возникло в процессе коллективной трудовой деятельности людей. Оно имеет общественную природу и по осонбенностям своего возникновения, и по способу функционированния. М. человека осуществляется в теснейшей связи с речью; его результаты фиксируются в языке. М. свойственны такие процеснсы, как абстракция, анализ и синтез, формулирование задач и поиски их решения, идеализация, усмотрение в изучаемых объекнтах неочевидных сходств и различий, обобщение, формирование понятий различных уровней абстракции и обобщенности, объясннение и обоснование полученных в ходе изучения действительнонсти результатов, выдвижение гипотез и т. п. Важной формой обеснпечения способности М. к опосредствованному отражению дейнствительности является использование умозаключений, на основе которых, опираясь на приобретенный опыт и правила логики, мы можем получать новые знания. Научные теории являются коннцентрированной фиксацией знаний о тех или иных сторонах, аснпектах изучаемой действительности и отправной точкой для ее дальнейшего исследования. В последнее время важный вклад в наше понимание механизмов М. вносит кибернетика.