Медицинский ответ не учтет целостность человека, а обратит внимание только на его тело.
Медицинские смертельные приговоры выносятся, например, при несчастных случаях: шок, болезнь или возрастная слабость. Все это причины для остановки сердца. Затем наступает оксидная недостаточность и тем самым констатируется процесс умирания. Конец наступит, когда прекратится обмен веществ в последней клетке. Человеку очень трудно представить различные фазы этого процесса в единстве, определив их для групп органов, отдельных органов, групп клеток, отдельных клеток.
Как уже отмечалось, смерть нельзя регистрировать какой-то определенной точкой времени, потому как живущее тело должно пройти процесс умирания. Этот процесс продолжается от остановки сердца до момента, когда жизненная энергия покинет последнюю клетку и эта клетка умрет.
Тибетские мастера, по моему мнению, лучшим образом постигли и представляют себе проблему мистерии смерти. Это высоко ценил швейцарский психолог Карл Густав Юнг, по вопросу тибетской книги смерти он писал, среди прочего: “...изученность ими этого вопроса настолько подробна, что освещает и прослеживает умирание во всех его состояниях, до полного наступления смерти. Неужели это старое ламаистское учение смогло увидеть все до конца, проникнув взглядом в четвертое измерение и сбросив пелену с большой тайны жизни?”
Было бы неплохо подробнее овладеть уже существующими знаниями и, наконец, выстроить научную картину о человеке и его смерти.
Речь, прежде всего, идет о различных фазах исхода жизненной энергии и состояниях “Я-самосознания”.
Тибетцы учат нас, что “Я” в ходе смерти возвращает себе всю энергию материального тела, так называемую «земную энергию». Поэтому умирать нужно медитативно, спокойно и с божьим благословением. Тибетцы, обслуживая умирающего, большое значение придают четырем древним элементам: огню, земле, воде и воздуху, из которых состоит тело.
Клара Штадлин, немецкий физиолог, описывает этот процесс, соблюдая тибетское учение, следующим образом:
Эти внешние признаки и внутреннее состояние, конечно, оказывают влияние друг на друга. Все энергии, все эти четыре элемента, живущие в теле, концентрируются в центре сердца. Сознание пока не покидает тела. Энергия вытекла только из грубых форм сознания, но пока еще пребывает в тонких субтильных формах.
Пока энергия от корневой лунной чакры пройдет возвратный путь до сердечной чакры, человек воспринимает серебристый свет, как если бы луна освещала небо. Когда энергия возвращается от теменной чакры к сердцу, человек воспринимает красноватый свет, как если бы солнце освещало небо, но само было бы невидимо. Далее энергия вытекает из энергетических каналов, они становятся пустыми, и человек приходит в состояние восприятия излучений прозрачного цвета, чистой действительности или ощущения громадной пустоты.
Тибетцы утверждают: в том, что умирающий переживает все эти процессы, осознанно есть очень большая вероятность. Таково, в общем и в целом, тибетское понимание этого вопроса.
В нашем мире много людей из различных эпох и стадий развития, разных наций и судеб размышляют о смерти и о том, что происходит после нее. Мы думаем о египетский каббалистических традициях, о греческих философах, о христианских обрядах, о святых или великих ученых. Я придерживаюсь мнения, что многие из переживших клиническую смерть и возвратившихся к жизни снова, могли мы это объяснить тем, что находились в периоде между остановкой сердца и еще не наступившей смертью мозга. Мое переживание клинической смерти не противоречит тысячам других сообщений лиц, познакомившихся со смертью. То есть с этими знаниями есть смысл познакомится.
Вернуться в раздел Йога-Википедия, содержащий материалы по развитию, здоровью и непознанному.