аватaр - avatar - воплощение, или проявление, Вишну, то есть Бога, который сохраняет и поддерживает вселенную. Внутри манвантары, или цикла времени (согласно христианскому символизму) от земного рая (состояние Адама перед грехопадением) до небесного Иерусалима (достижение Цели после второго пришествия Христа), есть десять аватар. Седьмой - Рама, чья жизнь представлена в Рамаяне, эпической поэме на санскрите; восьмой - Кришна, чьи наставления даны в Бхагавад-Гите; девятый описывается как неиндусский аватар, отождествляемый с Буддой, Христом или обоими; десятый - Калки, уничтожитель греха, с чьим приходом Кали-юга, или темный век, заканчивается. Он еще только должен прийти; его появление эквивалентно второму приходу Христа, ожидаемому христианами, и приходу Будды Майтрейи, ожидаемому буддистами.
Иногда термин "аватар" используется более вольно: для обозначения какого-либо Божественного проявления.
авuдья - avidya - незнание; неведение.
адвaйта - advaita - недвойственность. Доктрина, состоящая в том, что ничто не существует отдельно от Духа, а всё есть форма, принимаемая на себя Духом (см. третий абзац главы 9 книги А. Осборна).
Основное расхождение в доктринах среди последователей индуизма проходит между школами адвайты и двайты. Двайтисты, или дуалисты, почитают личного Бога, отделенного от поклоняющегося. Адвайтисты, признавая истинность этого понятия на его собственном плане, идут за него, к понятию Абсолюта. В Абсолюте человек погружается обратно в ТО, которое есть его Источник и истинное Я, продолжая жить в чистом Блаженстве и безграничном Сознании Бытия.
Aди-Гyру - Adi-Guru - древний, или изначальный, Гуру. Божественный Источник, из которого сила посвящения и руководства передается линии последующих Гуру. Эпитет Шри Шанкарачарьи и иногда также Дакшинамурти.
Aдина-Гyру - Adina-Guru - основатель линии Гуру. Кроме случая основателя нового Пути, посвящение (подобно рукоположению в духовный сан) имеет силу, только когда дается человеком, который должным образом уполномочен и чья санкция возвращается по непрерывной цепи к основателю его линии Гуру.
аджняна - ajnana - невежество. Приставка "а" (как в абхеда) означает отрицание, и поэтому слово буквально означает "отсутствие знания".
акaрма - akarma - здесь: незаинтересованное, не основанное на желании, действие.
Aнанда - ananda - Блаженство.
aнна - anna - денежная единица, которая сейчас не употребляется. В конце XIX в. в одной рупии было 16 анн.
анугрaхам - anugraham - Милость.
Aрдра Дaршан - Ardra Darshan - День Видения Шивы (см. с. 20).
Аруначалeшвар - Arunachaleswar - Бог в форме Аруначалы, сокращение имени Аруначала-Ишвара.
aсур - asura - небесный демон, враг богов.
асурuческий - asuric - дьявольский, злой.
Aтман, или Aтма - atman; atma - Дух, или чистое Я, без малейших примесей эго, истинная природа человека, его истинное Я, выражаемое чувством "Я есмь"; Абсолют, Брахман (см.).
Aтма-вичaра - atma vichara - самовопрошание.
Aтмасвaрyпа - atmaswarupa - буквально: "форма Духа"; термин, относящийся к вселенной и показывающий, что она не имеет внутренней реальности, а существует только как проявление Духа.
aшрам - ashram - семья почитателей или колония, вырастающая вокруг Мудреца или Гуру; иногда это слово ошибочно переводится как "монастырь".
aшрамам - asramam - тамильская форма слова "ашрам.
аштавадхaна - ashtavadhana - способность обращать внимание сразу на восемь различных дел одновременно.
аюрвeда - ayurveda - система традиционной индусской медицины.
Б
Брaхман - Brahman - высочайшее и окончательное понятие, Абсолют, о Котором ничего нельзя постулировать, поскольку любое утверждение будет ограничением. Первая стадия в проявлении Брахмана-Ишвара, личный Бог. Далее Ишвара представляется в трех аспектах: Брахма - Творец, Вишну - Хранитель и Шива - Разрушитель. Имеются храмы Вишну и Шивы, но не Брахмы, так как человек озабочен, скорее, Блаженством союза с Богом как хранителем и разрушителем форм, чем с Богом, который творит их.
Брахманирвaна - Brahmanirvana - см. махасамадхи.
брaхманы - brahmana - высочайшая из четырех каст, на которые традиционно делятся индусы, посвящающая себя духовной жизни и изучению священных текстов. Следующая каста - кшатрии. Это правители, воины и судьи. Средний класс (учителя, торговцы и т.п.) - вайшьи, а рабочие - шудры. Сначала принадлежность к касте не была строго наследственной, но поскольку каждая каста заключала браки лишь внутри себя, то правило наследования практически привело к этому. Со временем кастовость стала жесткой, возникло деление на наследственные подкасты, в основном на профессиональной основе, напоминающие средневековые гильдии в Европе. Подкасты также имели склонность отвергать свои кастовые функции и заниматься делами других каст. Сегодня каста имеет небольшой функциональный смысл. Правительство Индии пытается уничтожить кастовость.
Бyдда - Buddha - букв.: "Просветленный". Мировой Учитель Гаутама Шакьямуни (563-483 гг. до н. э.), основоположник буддизма.
бyддхи - buddhi - интуиция, интеллект.
Бхагавaд-Гuта - Bhagavad Gita - букв. "Божественная Песнь" или, более точно, "Песнь Бога", поскольку "Бхагавад" - существительное, используемое в качестве прилагательного. Писание Шри Кришны, восьмого аватара, из всех писаний индуизма, возможно наиболее широко изученное и имеющее больше всего последователей, выступает эпизодом Махабхараты - грандиозного эпоса на санскрите.
Бхагавaн - Bhagavan - то же слово, что и "Бхагавад", но с другим окончанием; обычно используется в смысле "Бог". Термины, такие, как Ишвара, Брахма, Вишну, Шива и имена различных аспектов Бога, употребляются в более техническом или философском смысле. В обычном разговоре говорят или "Бхагаван" (Бог), или "Свами" (Господь). По общему согласию термин "Бхагаван" используется для тех немногих высочайших Мудрецов, кто признан полностью единым с Богом.
Согласные "Б" и "г" произносятся с придыханием. Средняя гласная - "а" проглатывается и едва слышна.
бхaкта - bhakta - преданный; почитатель; человек, приближающийся к Богу посредством Любви и Преданности.
бхaкти - bhakti - Любовь или Преданность.
бхaкти-мaрга - bhakti-marga - приближение к Богу посредством Любви и Преданности.
бхeда - bheda - присутствие различий. Отличие между бхедой и абхедой, по существу, то же, что и между двайтой и адвайтой. Представитель бхеды говорит о себе, что он "не Бог, а другой", тогда как представитель абхеды считает Бога Абсолютом, или Бесконечностью, отдельно от которого не может быть ничего другого.
бхuкша - bhiksha - предложение пищи Гуру или санньясину. В случае Бхагавана это означало снабжение едой всего Ашрама, так как он обычно не принимал ничего, что нельзя было поделить между всеми.
В
Вайкyнтха - Vaikuntha - небо Вишну (см.).
вишaйя-вaсана - vishaya vasana - склонность к объектам, то есть не к Атману.
вайрaгья - vairagya - бесстрастие, непривязанность, отсутствие привязанностей и желаний.
вaсаны - vasanas - скрытые склонности, или тенденции, присущие человеку, результат его действий в предыдущих воплощениях, которые управляют его действиями в этой жизни, пока не будут побеждены тапасом или Милостью Гуру.
Вeды - Vedas - названия собраний священных индусских Писаний, которые открылись древним риши (XX в. до н.э. - V в. н.э.) и служат окончательным авторитетом для большинства индуистов.
виджняна - vijnana - особое знание. Знание Атмана и также внешнего мира.
Виньяка - Vinayaka - см. Ганапати.
вичaра - vichara - различение, Путь самовопрошания, которому учил Шри Бхагаван, поскольку этот путь подразумевает различение между Реальным и нереальным, истинным Собой и эго.
Вишну - Vishnu - Бог в аспекте Хранителя и Опоры вселенной. Вишну периодически воплощается (обычно в человеческом теле) ради наказания злодеев и поддержки добра в мире (см. аватар).
Г
Ганaпати - Ganapati - бог индуизма, сын Шивы (см.), имеющий голову слона при человеческом теле. Почитается как удаляющий все препятствия.
гuрипрадaкшина - giripradakshina - обход вокруг Аруначалы по часовой стрелке (прадакшина - круговой обход любого святого места по часовой стрелке, оно оставляется всегда справа; гири - Гора).
гyна, гyны - guna, gunas - три качества всего проявленного - саттва (см.), раджас (см.), тамас (см.). Тамас - движение от Духа вниз, к материи, от Единства к множественности; раджас - расширение наружу, в активность и множественность; саттва - подъем к Духу, Атману. В космическом плане гуны ни хороши, ни плохи. Они - только механизм проявления. Однако в человеческой жизни тамас - склонность ко злу, злобе и невежеству; раджас - склонность к внешней активности; саттва - склонность к духовности, включающая в себя свободу от мирских страстей и привязанностей.
Гyру - guru - духовный руководитель, или Учитель. О различных смысловых значениях этого слова см. с. 207.