дайвuческий - daivic - Богоподобный или Божественный.
Дакшинамyрти - Dakshinamurthi - Шива, проявленный в древности как юноша, который учил в Молчании, посвящая и руководя учениками прямой передачей Духа. Особенно его связывают с Аруначалой, центром Безмолвия и чисто духовного посвящения и руководства, а потому также и с Шри Бхагаваном, который был Шивой, обучающим в Молчании.
Дaо - tao - одна из важнейших категорий китайской классической философии, означающая и Путь (садхана) и Цель, то есть Атман, истинное Я, или Абсолют.
дaршан - darshan - буквально "видение". Поскольку говорят о святом человеке, дающем даршан, то это слово лучше перевести как "безмолвная аудиенция". Выражение "иметь даршан Мудреца" можно толковать как "наслаждение милостью его присутствия".
Даттaтрея - Dattatreya - знаменитый Мудрец, великий аскет.
джaпа - japa - букв.: "бормотание"; обычно означает повторение имени Бога, Гуру или мантры (см.).
Джaянти - Jayanthi - День рождения.
джняна - jnana - Знание, Божественная Мудрость или Понимание.
джняна-мaрга - jnana-marga - Путь Знания. Это не означает, что путь требует большого теоретического развития - он базируется на интуитивном знании, или духовном понимании (см. марга).
джняни - jnani - человек Знания; иногда этот термин подразумевает практика джняна-марги, но в своем точном смысле означает того, кто достиг совершенного Просветления и установился в Абсолютном Знании, которое есть Освобождение от иллюзии двойственности. То есть это синоним термина "мукта" (см. мукта).
дuкша - diksha - посвящение.
дхaрма - dharma - гармония, гармоничная жизнь или действие. Также и роль человека в жизни, поскольку гармоничное поведение одного (скажем, солдата), может не быть таковым для другого (скажем, священника).
дхoти - dhoti - белая хлопчатобумажная одежда индусов в Южной Индии. Она обматывается вокруг талии и ниспадает подобно юбке до лодыжек.
дхьяна - dhyana - медитация.
И
Ишвара - Iswara - личный Бог (см. Брахман).
Й
йoга - yoga - букв.: "союз". Один из косвенных Путей (см. марга), который начинается с точки зрения двойственности и стремится с помощью весьма специфических средств развить скрытые силы человека, чтобы достичь союза с Богом как конечной цели.
Йoга-сyтра, Йoга-сyтры - Yoga Sutra - здесь: основополагающий текст по раджа-йоге, написанный Мудрецом Патанджали.
йoгин - yogi - тот, кто следует или обучается Пути йоги.
Кaли-юга - Kali-Yuga - "темный век", равнозначный "железному веку" греко-романской традиции, начавшийся в 3101 г. до н. э. с битвы при Курукшетре, то есть с началом наставлений Шри Кришны, записанных в Бхагавад-Гите, и сейчас приближающийся к своему концу (см. юга)
кaма - kama - желание, вожделение.
кaрма - karma - судьба, которую человек готовит себе по закону причины и следствия. Существуют три разновидности кармы:
1) прарабдха, или та, которая должна быть выполнена в этой жизни;
2) санчита, или та, что существовала в начале этой жизни, но отложена и пока не отрабатывается;
3) агамья, или новая карма, которая накапливается в этой жизни и добавляется к санчите (см. первый абзац главы 10 книги А. Осборна). Закон кармы объединяет две теории: предопределения и причины и следствия, так как нынешние действия человека служат причиной, или предопределяют, его будущее состояние.
Карма означает также и действие. Иногда она подразумевает ритуальные действия, выполняемые как Путь к спасению, или марга.
Точно так же, как карма накапливается действиями и желаниями человека, так она может быть уничтожена Божественной любовью и знанием и отречением от желаний. Поэтому и сказано, что карма похожа на гору пороха, которую можно сжечь единственной искрой джняны (Божественного Знания).
кaрма-мaрга - karma-marga - приближение к Богу посредством гармоничных и бескорыстных действий, то есть, как сказано в Бхагавад-Гите, действием без привязанности человека к плодам его действий, выполнением своего долга просто потому, что это - долг, а не для выгоды или честолюбия, не уклоняясь от него из-за страха или пристрастия. Этот путь обычно сопровождается ритуальными действиями.
Кришна (Шри) - Shri Krishna - восьмой аватар. Божественный Учитель, чье учение содержится в Бхагавад-Гите.
кpoдxa - krodha - ярость, гнев.
кумбхaбхишекам - kumbhabhishekam - освящение.
кшeтра - kshetra - поле.
кшетраджня - kshetra-jna - знающий поле.
Л
лuнгам. - lingam - вертикальный каменный столб, часто используемый как символ Шивы, или Абсолюта, поскольку любой образ или кумир служит ограничением, а потому вводит в заблуждение.