мaнтапам - mantapam - святыня или простая каменная постройка с изображением Бога внутри или без него.
мaнтра - mantra - священные слова (или слово), успокаивающие ум, которые Гуру обычно дает ученику для повторения - мантра-джапы.
мaнтра-дхьяна - mantradhyana - медитация, или духовное сознавание, вызванное или поддерживаемое повторением мантры, то есть мантра-джапой.
мaрга - marga - метод приближения, или Путь, к Цели в духовном поиске. Имеются три основные марги: джняна-марга, бхакти-марга и карма-марга.
Джняна-марга - путь Знания, или Понимания, причем знания не умственного, интеллектуального, а духовного. Физическое знание переживается непосредственно, например, если обжечь палец и испытать боль; знание ума опосредовано, например, знание того, что огонь обжигает; духовное знание опять непосредственно, хотя и совершенно отлично от физического.
Бхакти-марга - путь Любви и Преданности.
Карма-марга - путь гармоничной и бескорыстной деятельности.
Эти три Пути взаимно не исключают друг друга. Не может быть духовного Знания без Любви. Любовь и Преданность Богу также ведут к Пониманию и к Союзу, который есть Знание. Чтобы деятельность была абсолютно гармоничной и бескорыстной, она должна вдохновляться Любовью и Пониманием.
Джняна-марга ведет к бескорыстной деятельности, свободной от мысли: "Я - делатель этого и заслуживаю хвалы и вознаграждения".
Бхакти-марга ведет к активности, посвященной Богу, видению Бога, проявленным во всех Его творениях, и служением Ему службой для них.
Тем не менее, хотя указанные Пути в конечном счете сливаются и ведут к одной Цели - Самопостижению, они начинаются с разных точек и в процессе духовной практики их методы различаются.
Отдельно от этих трех основных Путей, марг, стоят два менее прямых и более детально разработанных расширений бхакти-марги, то есть йогические и тантрические Пути. Они очень далеки от учения Бхагавана и нет необходимости их описывать здесь.
Мaтрубхутeшвара - Matrubhuteswara - Бог (Ишвара) в форме Матери.
мaтх - math - частный храм или святыня.
мaулви - maulvi - мусульманин, знаток учения ислама и права. Мусульманский эквивалент пандиту (см.).
мaуна - mouna - Молчание.
мaуна дuкша - mouna diksha - посвящение Молчанием (см. с. 213-214).
мaуни - mauni - тот, кто принял обет Молчания.
Махaрши - Maharshi - Махa рuши, великий риши, или Мудрец. Имя, используемое для человека, открывшего новый путь к Постижению. Служит также именем Вишну как первоисточника посвящения и путей к Самопостижению.
махасамaдхи - mahasamadhi - великое, или окончательное, или полное, самадхи, или поглощение в Атмане, или истинном Себе. Термин, иногда используемый для физической смерти великого святого, но для Махарши подобный смысл неуместен, так как Шри Бхагаван уже находился в махасамадхи еще будучи в теле и смерть тела не имела значения для него.
махaтма - mahatma - Великая душа, великий человек или святой.
Мeру (гора) - Mount Мeru - гора, которая, согласно индусской мифологии, делается Духовным Центром вселенной. Бхагаван утверждал, что Аруначала - это и есть гора Меру.
мoкша - moksha - Освобождение, или Избавление. Термин "спасение" обычно употребляется в дуалистическом смысле: спасение очищенной души в присутствии Бога. Термин "мокша" означает полное и окончательное освобождение от всего невежества и двойственности и посредством сознавания тождества с Атманом, истинным Собой.
мyкта - mukta - тот, кто достиг мокши, или Избавления. Человека, достигающего мокши в течение земной жизни, иногда называют дживанмуктой, то есть "еще живущий мукта".
мyкти - mukti - Избавление; то же, что и мокша.
Мyни - muni - Мудрец.
Н
Натарaджа - имя для Шивы, танцующего космический танец творения и уничтожения вселенной.
нuраса - nirasa - состояние отсутствия желаний.
нирвикaльпа самaдхи - nirvikalpa samadhi - самадхи (см.), в котором различия не воспринимаются (см. с. 73).
нишкaмья кaрма - nishkamya karma - действие без привязанности к его результату, то есть без эгоизма. Действие, которое не творит новую карму.
О
ОМ - высочайшая мантра, представляющая субстрат "звука творения", который поддерживает вселенную.
П
пaндит - pandit - человек, изучивший индусские писания, учения и право.
парaйяна - parayanam - пение или монотонное распевание.
Парамaтман - Paramatman - Высочайший Атман. На самом деле слово "Атман" само часто используется в этом смысле, а Бхагаван всегда употреблял слово "Атман" в таком, самом высоком, смысле.
пuал - pial - приподнятая платформа, каменная или бетонная лежанка, которая часто строилась вне дома индуса или у входа в него.
прадaкшина - pradakshina - см. гирипрадакшина.
прaна - рranа - дыхание, или жизненная сила.
пранаяма - pranayama - контроль дыхания.
прaрабдха - prarabdha - см. карма.
прaрабдха кaрма - prarabdha karma - см. карма.
прасaд - prasadam - какой-нибудь предмет, даваемый Гуру (ученику) в качестве проводника его Милости. Когда Гуру предлагают пищу, то он обычно часть ее возвращает как прасад.
пyджа - puja - ритуальное богослужение.
пуджaри - pujari - тот, кто совершает пуджу.
пурaна - purana - букв.: "сказание древних времен". Здесь: легендарная история из Писания, имеющая символический смысл.
Пурyша - purusha - Дух. Атман - это Дух в самом чистом смысле, тогда как Пуруша более часто употребляется в мужском аспекте там, где Дух противопоставляется или соединяется с Материей (Пракрити). В обыденной речи этот термин может использоваться для слов "человек" или "муж".
Р
рaджас - rajas - гуна (см.), или качество, активности.
рuши - rishi - Мудрец; букв.: "провидец".
Рyдра - Rudra - одно из имен для Шивы; Шива как Ревущий.