сaдху - sadhu - букв.: "человек, достигший цели садханы", но в действительности это слово применяется, независимо от уровня духовного достижения, к тому, кто отрекся от дома и собственности ради духовного поиска.
самaдхи - samadhi - имеются три главных значения:
1) погружение в Себя, или Атмана;
2) могила святого; иногда даже любая могила;
3) синоним "смерти"; если человек умер, то принято говорить, что он достиг самадхи. Шри Рамана употреблял этот термин только в первом значении, имея в виду состояние прямого переживания Себя, Атмана.
самaтва - samatva - практика равного отношения ко всему, равного уважения ко всем; всё рассматривается одинаково - как проявление Себя.
санкaльпы - sankalpas - врожденные склонности, желания и стремления.
санньясин - sanyasin - тот, кто отрекся от дома, собственности, касты и всех человеческих привязанностей ради духовного поиска. Такое отречение является постоянным и определенным, тогда как садху (см.) волен вернуться к семейной жизни. Санньясин носит мантию цвета охры как символ отречения, тогда как садху носит белое дхоти.
сансaра - samsara - бесконечная цепь рождений и смертей, прерываемая только Самопостижением; человеческая жизнь; жизненные заботы и тяготы.
сaри - sari - обычное женское платье в большей части Индии. Нижняя половина обматывается вокруг тела, словно юбка, а верхняя - приподнята и драпирует левое плечо.
сарвадхикaри - sarvadhikari - духовный учитель или, как в Шри Раманашраме, управляющий.
Сат - sat - Бытие, Истина, Реальность, Постоянство.
Сат Гyру, Садгyру - Sat Guru, Sadguru - Гуру, обладающий Божественной силой и тем отличимый от Гуру в более ограниченном смысле (см. с. 207).
сат-сaнг - sat sanga - букв.: "пребывание в Бытии"; обычно означает жизнь или пребывание в обществе Мудреца.
сaттва - sattva - качество чистоты, гармонии (см. гуна).
саттвuческий - sattvic - чистый, гармоничный, связанный с саттвой. "Саттвический" и "несаттвический" как прилагательные соответственно характеризуют то, что помогает или тормозит духовное усилие.
Сат-Чит-Aнанда - sat-chit-ananda - букв.: "Бытие-Сознание-Блаженство". Термин для Божественного Состояния, поскольку в духовном смысле Знать значит Быть, и, кроме того, знать Атман или быть Атманом, истинным Собой, есть чистое Блаженство.
Сaтья-юга - Sattya-Yuga - "золотой век" (см. юга).
сахaджа самaдхи - sahaja samadhi - непрерывное самадхи, не требующее транса или экстаза, совместимое с полным использованием человеческих способностей состояние джняни.
сахасрaра - sahasrara - "тысячелепестковый лотос", высшая из чакр (см.), расположенная над головой.
Свaми - Swami - используется в нескольких значениях:
а) "Господь" (когда говорят о Боге);
б) духовный Учитель или учитель (независимо от того, достиг он какого-либо высокого состояния или нет);
в) просто знак уважения.
сварyпа - swarupa - истинная форма, или природа.
Сuддха - siddha - человек, достигший сверхобычных сил; человек, достигший Самопостижения; состояние Освобождения.
сuддха Пурyша - siddha purusha - мудрец (воплощенный или освобожденный от телесной оболочки), обладающий сверхобычными силами.
сушyмна - sushumna - психический канал, идущий от основания спины до верхушки головы.
T
Тaлук - Taluq - местный правительственный округ.
тaмас - tamas - качество инерции или вялости (см. гуна).
manac - tapas - епитамья, или аскеза.
тaттва - tattva - принцип. Здесь: элемент классификации всего диапазона феноменального существования.
тuртха - tirtha - священный водоем.
У
упадeша - upadesha - наставление или руководство, которое Гуру дает своему ученику.
Упанишaды - Upanishads - завершающие части Вед.
Из Упанишад берет начало вся философия Веданты.
Х
Хрuдаям - hridayam - букв.: "это - центр"; Сердце; духовное Сердце (не чакра), местопребывание Атмана в физическом теле.
Ч
чaкра - chakra - духовный центр в теле человека. Йогические и тантрические Пути (см. марга) разворачивают в человеке духовную силу, кундалини, скрытую в основании позвоночного столба, и заставляют ее подниматься через серию чакр в теле. Каждая чакра представляет собой различную стадию духовного развития, которая наступает, когда кундалини достигает этой чакры.
чeла - chela - ученик.
Чит - chit - Сознание (см. Сат-Чит-Ананда}.
чит-джaда-грaнтхи - chit-jada-granthi - узел, или звено, между Сознанием и физическим телом, который связывает их, чтобы дать иллюзию индивидуальности.
Ш
шайвuт, или шиваuт - saivite - преданный Шивы. Основное разделение в индуизме проходит между шайвизмом (шиваизмом) и вайшнавизмом (вишнуизмом), точками зрения, представленными Шивой и Вишну соответственно. Это отвечает различию между адвайтой и двайтой, поскольку преданные Вишну останавливаются на двойственности, в то время как шайвизм - учение недвойственности. Оно также соответствует разнице между джняна-маргой и бхакти-маргой, так как приверженец адвайты развивается духовным Пониманием, а приверженец двайты - Любовью и Преданностью Богу.
Эти различия непохожи на расхождения между христианскими сектами, поскольку оба Пути признаются правильными, и человек следует тому, который подходит его темпераменту.
шaкти - shakti - Сила, Энергия или Активность Божественного аспекта, или принципа. В индусской мифологии Божественный аспект, или принцип, представлен Богом, а его Энергия, или Активность, - женой Бога.
Шaмбху - Shambhu - одно из имен Шивы; Шива как Могучий.
Шaнкара - Shankara - великий религиозный реформатор и философ VIII века (также называемый и Шанкарачарьей, то есть Учитель Шанкара). Первый популяризатор учения адвайты.
шaстры - shastras - священные Писания, содержащие правила, регулирующие поведение, искусство, науку, управление и т.д.
шахaда - shahada - кредо ислама: "Нет бога, кроме Бога".
Шuва - Shiva - одно из трех главных божеств индуизма, аспект Ишвары (личного Бога) (см. Брахман), Однако для своих преданных Шива - разрушитель стен той тюрьмы, где томится Дух человека, уничтожитель эго, двойственности человека и Ишвары, всех ограничений, оставляющий только Абсолютное Бытие, которое есть совершенное Знание и чистое Блаженство. Поэтому Шива - воплощение Абсолюта, содержащий Ишвару, всех богов и все миры как сновидение в себе.
Шuвасварyпа - Shiva swarupa - форма Шивы; имя, иногда даваемое вселенной, которое показывает, что она не имеет внутренней реальности, а существует только как форма, принимаемая Шивой.
шрaддха - shraddha - вера.
Шри - Shri - блаженный или дающий блаженство. Сейчас часто используется как форма обращения, почти равнозначная слову "мистер", но все еще применяется в своем истинном смысле - к святому.
шрyти - shruti - букв.: "услышанное". Писания, полученные непосредственно от Бога или Гуру, а потому - наиболее авторитетные.
юга - yuga - век. Согласно индусским (а также греко-романским и средневековым) учениям в манвантаре (см. аватар) есть четыре века. Они именуются: Сатья-юга (век Истины или Чистоты), Двапара-юга (второй век), Трета-юга (третий век) и Кали-юга (темный век). Их продолжительность пропорциональна ряду: 4; 3; 2; 1, так что Кали-юга составляет одну десятую длительности всей манвантары.