Вашему вниманию - древнее писание, написанное от лица Брахмы - первого живого существа Вселенной. О его медитации и о результате этой медитации - видении мироздания в виде символа Шри Янтры, в постижении смысла которой он увидел Суть Абсолюта и Его истинной Природы, а также строение Вселенной и непостижимые взаимоотношения Творца со Своим Творением и Дживами (душами) - Его духовными частицами.
Я не знаю ни одного мистического произведения, где бы так гармонично переплетались глубочайшее знание об устройстве мира и бесконечная, всепоглощающая божественная Любовь к Всевышнему, сохраняя манеру простоты изложения, при этом не теряя возвышенности ни единого фрагмента повествования, мягко вводя читателя в медитативное состояние того первого живого существа, которое находилось у истоков всего живого и не живого во Вселенной.
Я советую, читая этот текст, насыщенный колоссальной духовной силой, пользоваться интуитивным восприятием написанного.
Веретенников С.
1
Говинда - Всевышний Господь всех живых существ. Его вечное духовное тело исполнено знания и блаженства. Являясь началом всего, Сам Он не имеет начала. Он - изначальная причина всех причин.
2
Неописуемо прекрасное место, обитель Говинды, называется Гокула. Она окружена тысячами лепестков лотоса, произрастающих из фрагмента Его аспекта бесконечности. Венчик этого лотоса и есть царство Говинды.
3
Обитель господствующего и подчинённого аспектов Абсолюта имеет шестигранную форму. В центре, подобно бриллианту, пребывает самосветящееся тело Говинды, которое является источником всех духовных энергий. Святое имя, состоящее из 18 трансцендентных слогов, проявлено в этой обители, разделённой на шесть частей.
4
Центр этого вечного царства Гокулы - шестиугольная обитель Говинды. Лепестки, обрамляющие её, это место пребывания гопи, вечных спутниц Говинды, которые являются Его частицами. Они питают к Нему глубочайшую любовь и преданность и обладают сходной с Ним духовной природой. Лепестки переливаются, как драгоценная оправа вокруг бриллианта. Они представляют собой духовные сады, обитель Шри Радхики, самой любимой гопи Говинды.
5
Загадочный белый четырехугольный остров Шветадвипа окружает предместье Гокулы. В четырёх разделённых частях Шветадвипы находятся владения Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Аннирудхи. Эти разделённые сферы окружены четырьмя человеческими потребностями: благочестием, экономическим развитием, удовлетворением желаний и освобождением, а также четырьмя Ведами: Рик, Сама, Яджус и Атхарвана. Они несут в себе мантры и являются путями исполнения четырёх мирских потребностей. Десять трезубцев смотрят в десяти направлениях, включая зенит и надир. Восемь сторон света украшены восемью драгоценными камнями: Падма, Махападма, Шанкха, Макара, Качхапа, Мукунда, Кунда и Нила. Десять направлений охраняются десятью защитниками в форме мантр. С четырёх сторон источают свет необычайные энергии и близкие спутники Говинды, облачённые в синие, жёлтые, красные и белые одеяния.
6
Повелитель Гокулы - это трансцендентный Всевышний Господь, Личность, пребывающая в вечном блаженстве. Он - Владыка всех владык и постоянно погружён в наслаждение духовным царством.
7
Говинда не соприкасается с материальной энергией и не попадает под её влияние. Несмотря на это, связь Абсолютной Истины с материей постоянно поддерживается. Когда в любовной игре со Своей духовной энергией, Рамадеви, Говинда желает создать материальный мир, Он бросает взгляд на иллюзорную энергию, посылая туда Свою потенцию времени.
8
Рамадеви, возлюбленная супруга Всевышнего Господа, контролирует деяния всех живых существ, а полное божественное распространение Говинды, Санкаршана, творит весь материальный мир. В процессе творения появляется сияющее божественное кольцо, обладающее природой Его подчинённой части, свамша. Это сияние - божественный Шамбху, мужской символ Господа. Оно - лишь сумеречное отражение вечного духовного сияния. Этот мужской символ - вторичный аспект божественного начала, которое действует как прародитель материального мира и подчиняется Верховной управляющей Рамадеви. Зачинающая потенция материального творения, Майадеви, проявляется из первоначальной духовной энергии. Она - ограниченная потенция, апара, символ мирской женственности и способности давать рождение. Слияние мужского и женского начал рождает способность к искажённому познанию, которое является отражением изначального созидательного желания Всевышнего Господа.
9
Все потомки великого повелителя этого мира, Махешвары, и его супруги воплощают собой мужские и женские детородные органы.
10
Махешвара, Шамбху в форме мужского детородного органа соединяется со своей супругой, ограниченной энергией, Майей, и является изначальной созидательной причиной этого мира. Господь Маха-Вишну проявляется в нём при помощи вторичного аспекта в форме Своего взгляда.
11
Владыка материального творения, Маха-Вишну, обладает бесконечным количеством голов, глаз и рук, Он - источник бесчисленных экспансий. Он - творец бесчисленных душ.
12
Того же самого Маха-Вишну в материальном мире именуют Нараяной. Из этой вечной личности изошли необъятные водные просторы духовного океана причин. Сам Маха-Вишну произошёл от Санкаршаны, пребывающего в духовном небе, паравьоме. Этот Верховный наслаждающийся с бесчисленными подчинёнными экспансиями погружён в состояние божественного мистического сна, йога-нидру, на водах духовного океана причин.
13
Духовные семена Санкаршаны покоятся в порах кожи Маха-Вишну и выходят из Него как бесчисленные золотые зёрна. Эти семена окутаны пятью грубыми элементами.
14
Маха-Вишну вошёл в каждую вселенную в форме Своих подчинённых экспансий, которые являются продолжением Его величия и могущества. Они представляют вечную Вселенскую душу Маха-Вишну с тысячами тысяч голов.
15
Тот же Маха-Вишну создал форму Вишну из левой части Своего тела, а Брахму, первого прародителя живых существ, из правой. Из межбровья Он сотворил Шамбху, божественное свечение, олицетворение мужского принципа.
16
Все живые существа во вселенной, охваченные мирским эгоистическим принципом, произошли от Шамбху.
17
Вслед за этим Личность Бога, принимая три формы: Вишну, Праджапати и Шамбху, входит в материальную вселенную и являет игры сотворения, поддержания и разрушения этого мира. Поскольку он - искажённое отражение реальности, Всевышний Господь, тождественный Маха-Вишну, предпочитает общаться с богиней Йога-Нидрой, Своей духовной потенцией, исполненной экстатического транса, вечного блаженства, исходящего от её божественной личности.
18
Когда Вишну, лежащий в молочном океане, желает сотворить материальную вселенную, золотой лотос вырастает из Его пупка. Он - обитель Брахмы, Брахмалока, или Сатьялока.
19
До объединения первоэлементов в конкретные формы они оставались разделёнными. Маха-Вишну через Свою духовную энергию привёл в движение майю и, соединив все элементы, создал различные существа со всеми их взаимодействиями. Затем Он Сам соединился со Своей духовной энергией Йога-Нидрой в процессе вечной любовной игры.
20
Объединив все элементы, Господь проявил бесчисленные материальные вселенные, и Сам вошёл в них как вират-виграха, вселенская форма. В это время души, погружённые в сон во время катаклизма, пробудились.
21
Они - нерождённые, и связаны с Господом узами вечного родства. Они - частицы духовной энергии.
22
Божественный лотос, вырастающий из пупка Вишну, - вместилище всех душ и источник четырёхликого Брахмы, знатока четырёх Вед.
23
Выйдя из лотоса, Брахма по высшей божественной воле, обогащённый опытом прошлых жизней, обратил ум к акту творения, но во всех направлениях была только тьма.
24
Затем Сарасвати, богиня учёности и супруга Всевышнего Господа, обратилась к Брахме, погружённому во тьму: «О Брахма! Прими мантру, которая, несомненно, исполнит желания твоего сердца: Клим Кришная Говиндая гопи-джана-валлабхая сваха.
25
Совершай духовную аскезу, повторяя эту мантру, и все твои желания будут исполнены».
26
Желая доставить радость повелителю Голоки, Говинде, Брахма долгое время совершал аскезу, погрузившись в медитацию. Трансцендентная земля Голоки - это божественный тысячелистный лотос с миллионами тычинок. На венчике лотоса - божественный трон, на котором восседает Говинда, вечная сияющая форма трансцендентного блаженства.
26
Он играет на Своей божественной флейте, и сладостные звуки стекают с Его лотосных уст. Ему поклоняются гопи, Его возлюбленные, со своими служанками, подчинёнными экспансиями. Внешняя энергия, пракрити, воплощение всех мирских качеств, поклоняется Ему издалека. Так медитировал Брахма.
27
Затем гаятри, мать Вед, проявившись из звука флейты Говинды, вошла в уста саморождённого Брахмы через восемь его ушей. Рождённый на лотосе Брахма, получив гаятри через звуки флейты, обрёл второе рождение. Так он получил посвящение от Высшего и изначального духовного учителя всего мира, Шри Говинды.
28
В своём сердце Брахма, просветлённый медитацией на гаятри, вдруг увидел духовную истину, необъятную, как океан. Обращаясь к Говинде, конечной цели Вед, он стал возносить молитвы:
29
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, прародителю всех существ. Он пасёт коров и исполняет все желания в Своей обители из духовных самоцветов. Миллионы деревьев желаний окружают Его. С величайшим почтением и любовью бесчисленные богини удачи, Лакшми, или гопи, постоянно служат Ему.
30
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, виртуозно играющему на флейте. Его лучистые глаза подобны лепесткам лотоса, в волосах у Него павлинье перо, а прекрасная фигура имеет цвет грозовых туч. Его красота очаровывает миллионы богов любви.
31
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, чья шея украшена гирляндой из лесных цветов. На груди Его покачивается кулон с лунным камнем, а в руках, украшенных браслетами, которые усыпаны драгоценными каменьями, Он держит флейту. В этой вечной форме Шьямасундары, грациозно изогнутой в трёх местах, Он постоянно наслаждается нектаром любовных игр.
32
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, чья вечная трансцендентная форма полна значимости, истины и блаженства, и источает ослепительное сияние. Каждая из частей Его духовного тела может исполнять действия всех остальных частей. Он вечно наблюдает, проявляет и поддерживает бесконечные вселенные, духовные и материальные.
33
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, которого невозможно постичь изучением Вед, но которого можно обрести лишь чистой преданностью души. Господь один и нет другого. Он не подвержен увяданию, не имеет начала, но Сам начало всех начал. Его образ проявляется в бесчисленных экспансиях. Он - самый древний, и всё же цветёт красотой вечной юности.
34
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, к которому стремятся все философы и мистики. Йоги едва ли достигают кончиков пальцев на Его лотосных стопах, погружаясь в дыхание пранаямы, а философы, гьяни, в течение миллионов лет пытаются обнаружить неделимый Брахман, стоящий за пределами материального понимания. Он - недвойственная сущность, ибо нет различия между энергией и её обладателем.
35
Во время творения миллионов миров Его энергия не уменьшается, хотя всё исходит из Него. Все вселенные существуют в Нём, и в то же время Он пребывает во всех Своей полноте во всех атомах, рассеянных по вселенной. Таков изначальный Господь Говинда, которому я поклоняюсь.
36
Я поклоняюсь тому же Говинде, изначальному Господу, которому возносят хвалу ведическими мантрами души, наделённые любовью и преданностью. В этом поклонении они возвращаются на свои изначальные места и там обретают свою естественную красоту, величие и атрибуты служения.
37
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, пребывающему в Своей обители Голоке вместе с Радхой, воплощением Его энергии духовного блаженства в совершенстве владеющей всеми видами искусств. Её сопровождают близкие спутницы, сакхи, являющиеся продолжением Её духовной формы, пропитанной и оживлённой отношениями возлюбленных.
38
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который есть Сам Шьямасундара, обладающий неисчислимыми и непостижимыми качествами. Чистые преданные всегда видят Его в глубине своих сердец глазами, умащёнными бальзамом любви.
39
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который проявил Себя в этом мире в Своей изначальной форме Кришны, а также в различных подчинённых частях, аватарах, таких как Нрисимха, Вараха и Рама.
40
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, чьё сияние - исток неделимого Брахмана, о котором говорят Упанишады. Но даже безличный Брахман стоит выше, чем все безграничные богатства и слава материальных миров. Он проявляется как вечная, единая и беспредельная истина.
41
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, Абсолютному принципу всего существования. Он - Высшее существо, поддерживающее жизнь всех остальных живых существ. Его внешняя энергия, Майа, состоит из трёх мирских качеств: благости, страсти и невежества, и распространяет ведическое знание об этом материальном мире.
42
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, чья слава навсегда затмила этот материальный мир. Он отражается в умах медитирующих на Него душ как трансцендентная Личность, вечно наслаждающаяся блаженством духовного вкуса.
43
Низший слой существования - это Деви-дхама, материальный мир. Выше расположена Махеш-дхама, обитель Шивы, ещё выше - Хари-дхама, обитель Вишну, а ещё выше простирается собственная обитель Говинды, Голока. Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который наделил властителей этих низших сфер способностью править миром.
44
Его внешней энергии, Майе, тени духовной энергии чит, люди поклоняются как Дурге, творящей, поддерживающей и разрушающей потенции материального мира. Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, по чьей воле Дурга совершает свои деяния.
45
Подобно тому, как молоко под действием кислот превращается в творог, который одновременно отличен и не отличен от исходного молока, так и изначальный Господь принимает образ Шамбху ради разрушения материального мира. Этому изначальному Господу Говинде я и поклоняюсь.
46
Свет одной свечи, от которой зажгли другие свечи, остаётся неизменным. Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который, подобно изначальной свече, проявляет Свою полную силу во всех различных экспансиях Вишну.
47
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который принимает форму гигантского змея, Ананта Шеши, наполненного всеохватывающей потенцией, адара-шакти. Лежа на трансцендентном ложе в океане причин, Он хранит бесконечные миры в порах тела и наслаждается созидательным сном, йога-нидрой.
48
Брахма и другие повелители материальных миров, исходящие из пор Маха-Вишну, живут на протяжении одного Его выдоха, а сам источник материального мира, Маха-Вишну, является лишь распространением полной части Говинды, изначального Господа, которому Я поклоняюсь.
49
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который даёт Своей подчинённой экспансии, Брахме, силу управлять материальным миром, подобно тому, как солнце проявляет лишь малую часть своего света, отражаясь во множестве драгоценных каменьев.
50
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, чьи лотосные стопы постоянно держит на своей бугристой слоновьей голове Ганеша, дабы обрести могущество, которым он устраняет все препятствия на пути развития трёх миров.
51
Все три мира созданы из девяти элементов: земли, воды, огня, эфира, воздуха, направлений, времени, души и ума. Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, из кого эти элементы исходят, в ком они существуют и в кого они входят во время вселенского катаклизма.
52
Солнце, царь всех планет и образ добродетельной души, наполнено бесконечным сиянием и является глазом этого мира. Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, по воле которого солнце совершает свой путь на колесе времени.
53
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, благодаря чьему могуществу поддерживаются все потенции, которые проявляются во всех добродетелях и грехах, Ведах и покаяниях, а также во всех живых существах от Брахмы до мельчайшего насекомого.
54
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который сжигает дотла все семена кармических действий преданных и беспристрастно воздаёт плоды наслаждений и страданий тем, кто идёт путём кармы, закованный в цепи своих прошлых поступков. Этих оков не могут избежать ни мельчайшее насекомое индра-гопа, ни Индра, царь небес.
55
Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, медитируя на которого в настроении гнева или любовной страсти, естественной дружеской любви или страха, родительской привязанности или иллюзии, почтения или добровольного служения, живые существа обретают телесные формы согласно своим желаниям.
56
Я поклоняюсь духовной обители Шветадвипе, где богини удачи, Лакшми, в чистых духовных телах с любовью служат Всевышнему Господу Говинде как своему единственному супругу. Каждое дерево там - древо желаний, земля состоит из волшебного камня чинтамани, а вода подобна нектару. Каждое слово там - песня, а каждый шаг - танец. Любимая спутница Господа, флейта, всегда сопровождает Его. Сияние, распространяющееся повсюду, полно трансцендентного блаженства, и на каждом шагу ощущается тонкий духовный вкус. Бесчисленные коровы дают океаны трансцендентного молока. Там нет прошлого и будущего, а вечное настоящее не подвержено исчезновению даже на мгновение. Эта обитель известна как Голока лишь редким душам в этом мире, имеющим духовное видение.
57
Вняв этим молитвам, содержащим самую суть истины, Всевышний Господь Говинда обратился к Брахме: «О Брахма, любимый сын Мой! Если ты склонен творить потомков на основе истинного знания о славе Всевышнего, то услышь от Меня эту науку!
58
Когда чистый духовный опыт оживает в процессе познания и служения, тогда высочайшая преданность Господу Говинде, объекту любви всех душ, пробуждается в сердце.
59
Высшая преданность достигается постепенно в ходе изучения священных писаний, упорного стремления к самоосознанию и религиозного образа жизни.
60
Эта начальная практика преданности, садхана-бхакти, ведёт к обретению истинной глубокой любви. Любовная преданность - это благо, выше которого нет ничего. Она идёт рука об руку с достижением исключительного состояния высшего блаженства и может привести ко Мне.
61
Оставь всю благочестивую деятельность и служи Мне с верой. Духовное осознание будет соответствовать характеру веры человека. Люди в этом мире постоянно действуют ради достижения какого-то идеала. Медитируя на Меня посредством своих действий, человек обретает преданность Мне в форме высшего любовного служения.
62
Слушай, о Виддхи! Я - семя, главный принцип этого мира одушевлённых и неодушевлённых объектов. Я - прадхана, первооснова материальной энергии, Я - пракрити, материальная причина, и Я - пуруша, изначальная причина всего. Огненная энергия, Брахман, которую ты наследуешь в себе, также дана Мной. Неся её в себе, ты управляешь миром одушевлённых и неодушевлённых объектов.