Примета:
День Святого Иоанна Предтечи (Ивана-Травника) - 7 июля - получил в народном календаре название праздника Ивана Купалы. "Как сами обряды, так и название Купала (от глагола купать, кипеть, родственно лат. cupido, Купидон, "стремление": ср. индоевроп(ейский) корень kup- со значением "кипеть, вскипать, страстно желать") указывают на соотнесение купальских ритуалов с огнем (земным и небесным - солнцем, в купальских ритуалах представленным колесом) и водой, которые выступают в купальских мифах как брат и сестра. В основе мифа, реконструируемого по многочисленным купальским песням и другим фольклорным текстам, лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемых двуцветным цветком иван-да-марья - важнейшим символом купальских обрядов; желтый цвет воплощает одного из них, синий - другого". "На заре этого дня принято купаться, при чем такого рода купанью приписывается целебная сила. С этой же целью - отыскать целебную силу - поутру Иванова дня вологодские бабы "черпают росу"; для этого берется чистая скатерть и "бурак", с которыми и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую "болесть", и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. В той же Вологодской губ. накануне Ивана Купалы крестьянки обязательно моют у колодца или на реке так называемые "квашенки", т. е. кадушки, в которых водят тесто для ржаного хлеба... В Пензенской губ. точно так же "черпают росу", хотя здесь она служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кроватки и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы... В Орловской губернии (как, впрочем, и во многих других) с Иванова дня начинают ломать прутья березы для банных веников. Делается это в том предположении, что веники, срезанные до Иванова дня, приносят вред для здоровья ("на теле будет, чес, т. е. чесотка). Вообще, баня, купанье в реках и умыванье росой составляют один из наиболее распространенных в народе купальских обычаев. Местами этот обычай выродился даже в своеобразный обряд обливанья водой всякого встречного и поперечного". "Огненная" природа праздника Ивана Купалы отразилась в широко распространенном в России еще в начале нашего столетия обычае жечь костры. "В московских окрестностях ивановские огни зажигались на горах, полях и по берегам рек, Через эти огни перескакивали мужчины и женщины, перегоняли скот". "Ритуал призван обеспечить плодородие (от высоты прыжка или пламени костра зависит высота хлебов и т. п.)". (В Сибири обрядовое перепрыгивание через купальский огонь заменялось перепрыгиванием через крапиву - растение, символизирующее огонь ). На Ивана Купалу добывали священный "древесный" огонь (см. примета - чистый огонь). "Иван Купала повсеместно именуется еще и "травником". Последнее название указывает на общенародное верование, которое гласит, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу, когда творческие силы земли достигают своего наивысшего напряжения. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари ни под каким видом не пропускают Ивановой ночи и собирают целебные коренья и травы на весь год". В Ярославской губ. существовало представление о том, что "все деревья и травы в ночь на Иванов день получают способность переходить с места на место и разговаривать друг с другом". Согласно общерусскому поверью, папоротник цветет только один раз в год - в ночь на Ивана Купалу. С помощью этого волшебного цветка можно отыскивать клады (см. примета - папоротник). На Ивана Купалу (так же, как и на Пасху) можно узнать колдунью: "Наша вот деревня - верста, в длину - верста. Под Иван-день колдуньи ходили заломы заламывать. Тогда были бороны деревянные. Вот их старые люди учили:- Ребяты, ежли хотите узнать, кто колдуньи, что не брёх, так возьмите борону, - тогда деревянные бороны были, - и обнесите вкруг деревни три раза!Пробечь же им нельзя - там борона. Они ж кошкой и собакой бегут, а им нельзя. А борону на воколицу ставят - она ж не перепрыгнет. И надо ж три раза обойти с этой бороной, и вот стоять караулять! А те образуются человеком. И узнавали, смеются дочкам:- Твоя мать колдунья!".