Примета: В пасхальное утро на рассвете в центре солнечного диска появляются агнец и знамя. (Девоншир).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: В пасхальное утро солнце пляшет на рассвете. (Повсеместно).
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Если Пасха солнечная, Троица тоже будет солнечной.
~~~~~~~~~~~~~~~
Примета: Обильный дождь на Пасху обещает много травы, но мало сена. (Хартфордшир).
В годы нашей молодости очень многие всерьез верили, что в день Пасхи солнце пляшет на рассвете. И во многих поселках перед рассветом целые процессии устремлялись к окрестным холмам, чтобы оттуда взглянуть на пляшущее солнце. Девонширские девушки имели обычай просыпаться в этот час, чтобы увидеть агнца и знамя на солнечном диске. При этом на солнце нужно было смотреть сквозь матовое стекло. На острове Корфу (Италия) существовал обычай взбираться в страстную пятницу на одну из террас горного склона и бросать вниз зелень, произнося при этом проклятие предателю Иуде. Однако едва ли можно объяснить, каким образом этот обряд много сотен лет назад попал в Девоншир - единственное место в Британии, где он совершался на Пасху. Так же, как и в Англии, в России повсеместно верили, что солнце в день Светлого Христова Воскресения "играет". Молодежь во многих местах России ходила "караулить солнышко" - встав на пригорок, смотрели на восходящее солнце через осколок закопченного стекла. (Ср. английский обычай - в день Пасхи смотреть с окрестных холмов "на пляшущее солнце"). В России "по мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, черта, прикинувшегося животным. Считается, что на пасху можно увидеть всю нечистую силу: ведьм, колдунов, банников и т. д. (см. примета - лихорадка). "Опытные деревенские люди умеют не только опознавать ведьм, но могут даже с точностью определить весь их наличный состав в деревне: для этого нужно только с заговенным творогом встать у церковных дверей и держаться за дверную скобу - ведьмы будут проходить, и по хвостам их можно сосчитать всех до единой. Что касается колдунов, то опознавать их еще легче не надо даже за дверную скобку держаться, а достаточно во время пасхальной заутрени обернуться и поглядеть на народ: все колдуны будут стоять спиной к алтарю. Другая группа пасхальных суеверий раскрывает перед нами понятия крестьянина о загробной жизни и душе. Повсеместно существует убеждение, что всякий, кто умрет в светлую седьмицу, беспрепятственно попадет в рай, какой бы грешник он ни был. Столь легкий доступ в царствие небесное объясняется тем, что в пасхальную неделю врата рая не закрываются вовсе и их никто не охраняет. Поэтому деревенские старики и, в особенности, старухи мечтают, как о величайшем счастье, и просят у Бога, чтобы он даровал им смерть именно в пасхальную седьмицу. Наряду с тем в крестьянской среде глубоко вкоренилось верование, что в пасхальную ночь можно видеться и даже беседовать со своими умершими родственниками. Для этого следует во время крестного хода, когда все богомольцы уйдут из церкви, спрятаться в храме со страстною свечкою так, чтобы никто не заметил. Тогда души умерших соберутся в церковь молиться и христосоваться между собою, и тут-то и открывается возможность повидать своих усопших родственников. Но разговаривать в это время с ними нельзя. Для разговоров есть другое место - кладбище... Наш народ твердо убежден, что пасхальные яства, освященные церковною молитвою, имеют сверхъестественное значение и обладают силой помогать православным в трудные и важные минуты жизни. Поэтому все кости от пасхального стола тщательно сберегаются: часть из них зарывается в землю на пашнях с целью предохранить нивы от градобития, а часть хранится дома и во время летних гроз бросается в огонь, чтобы предотвратить удары грома. Точно так же повсеместно сохраняется головка освященного кулича для того, чтобы домохозяин, выезжая на поле сеять, мог взять ее с собою и съесть на своей ниве, чем обеспечивает прекрасный урожай. Но урожай обеспечивается точно так же и теми зернами, которые во время пасхального молебна стояли перед образами: поэтому богобоязненный домохозяин, приглашая в свой дом батюшку "с богами", непременно догадается поставить ведра с зернами и попросить батюшку окропить их св. водою. Наряду с крестьянами-домохозяевами создали свой цикл примет и бабы-хозяйки. Так, напр(имер), во всю светлую неделю каждая хозяйка должна непременно прятать все освященное съестное таким образом, чтобы ни одна мышь не могла взобраться на пасхальный стол, потому что если мышь съест такой освященный кусочек, то у ней сейчас вырастут крылья, и она сделается летучей мышью. Точно также во время пасхальной утрени хозяйки наблюдают: какая скотина в это время лежит смирно - та ко двору, а которая гомозится и ворочается - та не ко двору. Во время пасхальной же заутрени крестьянки имеют обыкновение "шугать" с насеста кур для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да побольше яиц несли... Что касается деревенских девушек, то и у них имеются свои пасхальные приметы. Так, напр(имер), в дни св. пасхи не берут соли, чтобы руки не потели, умываются водою с красного яйца, чтобы быть румяной, притом становятся на топор, чтобы сделаться крепкой (топор, говорят, удивительно помогает, и девушка делается такой крепкой, что, по пословице, "хоть об дорогу ее бей - а ей все нипочем"). Сверх того, девушки верят, что все обычные "любовные" приметы на пасху сбываются как-то особенно верно: если, напр(имер), девица ушибет локоть, то уж непременно ее вспомнит милый; если во щи упадет таракан или муха - наверняка жди свидания; если губа зачешется - не миновать поцелуев; если бровь чесаться станет - будешь кланяться с милым... Охотники точно также имеют свои пасхальные приметы, которые сводятся к одному главному требованию: никогда не проливать крови в великие дни светлой седьмицы, когда вся тварь земная вместе с людьми радуется Христову Воскресению и по-своему славит Бога. Нарушители этого христианского правила подчас жестоко наказываются Богом, и бывали случаи, когда охотник, снарядившись на охоту, или нечаянно убивал себя, или не находил дороги домой и без вести пропадал в лесу, где его мучила нечистая сила".