То - полное, это - полное. Из полного возникает полное. (Когда) от полного берется полное, то все же остается полное.
"Ом (это) пространство, (это) Брахман, изначальное пространство, (наполненное) ветром пространство". - Так говорит сын Кауравьяяни. Это - веда, которую знают брахманы. Благодаря ей знают то, что следует знать.
ВТОРАЯ БРАХМАНА
Три вида сыновей Праджапати жили со (своим) отцом Праджапати как изучающие священное знание - боги, люди и асуры. Закончив учение, боги сказали: "Поведай нам (что нибудь), господин". Тогда он произнес перед ними слог да (и спросил): "Вы поняли?" - "Мы поняли, - ответили они, - ты сказал нам: "Подавляйте себя". - "Верно, - сказал он, - вы поняли".
Тогда люди сказали ему: "Поведай нам (что-нибудь), господин". И он произнес перед ними слог да (и спросил): "Вы поняли?" - "Мы поняли, - ответили они, - ты сказал нам: "Подавайте". - "Верно, - сказал он, - вы поняли".
Тогда асуры сказали ему: "Поведай нам (что-нибудь), господин". И он произнес перед ними слог да (и спросил): "Вы поняли?" - "Мы поняли, - ответили они, - ты сказал нам: "Дарите сострадание". - "Верно, - сказал он, - вы поняли". То же самое повторяет божественный голос - гром: да, да, да, (что означает): "подавляйте себя", "подавайте", "дарите сострадание". Пусть же исполняют эти три (заповеди): подавление, подаяние, сострадание.
ТРЕТЬЯ БРАХМАНА
Сердце - это Праджапати, это Брахман, это все. Оно имеет три слога: хри - да - ям. Хри - один слог; кто знает это, тому и свои, и чужие (люди) приносят (подношения). Да - (еще) один слог; кто знает это, тому и свои, и чужие (люди) дают (дары). Ям - (еще) один слог; кто знает это, тот идет в небесный мир.
ЧЕТВЕРТАЯ БРАХМАНА
Поистине, это (есть) То. Это было Тем, действительным, Кто знает это великое, чудесное, первородное существо как действительного Брахмана, тот приобретает эти миры. Побежден и становится несущесгвуюшим (враг того), кто знает это великое, чудесное, первородное существо как действительного Брахмана. Ибо Брахман (есть) действительное.
ПЯТАЯ БРАХМАНА
Вначале этот (мир) был водой. Эта вода сотворила действительное, действительное - это Брахман. Брахман (сотворил) Праджапати, Праджапати - богов. Эти боги почитали действительное. Оно имеет три слога: са - ти - ям. Са - один слог, ти - (еще) один слог, ям - (еще) один слог. Первый и последний слоги - правда, средний - неправда. Эта неправда с обеих сторон охвачена правдой и так принимает природу правды. Неправда не вредит тому, кто знает это.
И то, что действительное, это то солнце. Тот пуруша, который (находится) в этом диске (солнца), и тот пуруша, который (находится) в правом глазу, - они оба основаны друг на друге. С помощью лучей первый основан на втором, с помощью жизненных сил - второй на первом. Когда (второй) собирается уйти (из жизни), то он видит этот диск чистым и эти лучи (солнца) больше не приходят к нему.
У того пуруши, который (находится) в этом диске (солнца), бхус - голова, (ибо) голова - одна и этот слог - один; бхувас - руки, (ибо) руки - две и этих слогов - два; свар - ноги (ибо), ноги - две и этих слогов - два. Его тайное имя - "день". Тот, кто знает это, разрушает зло и оставляет его (позади).
У того пуруши, который (находится) в правом глазу, бхус - голова, (ибо) голова - одна и этот слог - один, бхувас - руки, (ибо) руки - две и этих слогов - два, свар - ноги, (ибо) ноги - две и этих слогов - два. Его тайное имя - "я". Тот, кто знает это, разрушает зло и оставляет его (позади).
ШЕСТАЯ БРАХМАНА
Этот состоящий из разума пуруша, сущность которого - свет, (находится) внутри сердца, подобно зерну риса или ячменя. Он - владыка всего, повелитель всего. Он правит всем тем, что существует.
СЕДЬМАЯ БРАХМАНА
Говорят, что молния - это Брахман. Он - молния, ибо рассеивает (тьму). Кто знает, что молния - Брахман, тот, рассеивает зло, ибо, поистине, молния - Брахман.
ВОСЬМАЯ БРАХМАНА
Речь следует почитать как молочную корову. У нее четыре сосца: звук сваха, звук вашат, звук ханта, звук свадха. Двумя из ее сосцов поддерживают жизнь боги - звуком сваха и звуком вашат. Звуком ханта - люди, звуком свадха - предки. Жизненное дыхание - ее бык, разум - теленок.
ДЕВЯТАЯ БРАХМАНА
Этот огонь, который внутри человека, - Вайшванара; благодаря ему переваривается пища, которую поедают. Это его шум слышит (человек), когда он затыкает уши. Когда он собирается уйти (из жизни), то не слышит этого шума.
ДЕСЯТАЯ БРАХМАНА
Поистине, когда пуруша покидает этот мир, он приходит к ветру. Там тот (ветер) раскрывается для него, словно отверстие колеса колесницы. Благодаря ему он поднимается вверх, он приходит к солнцу. Там (солнце) раскрывается для него, словно отверстие ламбары. Благодаря ему он поднимается вверх, он приходит к месяцу. Там (месяц) раскрывается для него, словно отверстие барабана. Благодаря ему он поднимается вверх, он приходит в мир, свободный от жары, свободный от холода. Там он живет вечные годы.
ОДИННАДЦАТАЯ БРАХМАНА
Поистине, это высшее подвижничество, когда (человек) страдает от болезни. Кто знает это, приобретает высший мир. Поистине, это высшее подвижничество, когда умершего уносят в лес. Кто знает это, приобретает высший мир. Поистине, это высшее подвижничество, когда умершего предают огню. Кто знает это, приобретает высший мир.
ДВЕНАДЦАТАЯ БРАХМАНА
"Пища - это Брахман", - говорят некоторые. Это не так, ибо, поистине, пища без жизни гниет. "Жизнь - это Брахман", - говорят некоторые. Это не так, ибо, поистине, жизнь без пищи иссыхает. Но оба эти божества, будучи соединены, достигают высшего состояния. И так сказал Пратрида (своему) отцу: "Какое же добро смог бы я сделать знающему это, какое же зло смог бы я ему сделать?". Тот сказал, (сделав отрицательный знак) рукой: "Нет, Пратрида. Кто мог бы достичь высшего состояния (лишь) тем, что соединился с ними?" И затем он сказал ему: "(это) - ви. Поистине, пища это - ви, ибо все эти существа проникают в пищу. (Это) - рам. Поистине, жизнь - это рам, ибо все эти существа наслаждаются в жизни. Поистине, в того, кто знает это, проникают все существа, в нем наслаждаются все существа".
ТРИНАДЦАТАЯ БРАХМАНА
Уктха. Поистине, жизненное дыхание - уктха, ибо жизненное дыхание поднимает все это. Кто знает это, от того происходит сын, знающий уктху, тот приобретает соединение и пребывание в одном мире с уктхой.
Яджус. Поистине, жизненное дыхание - яджус, ибо в жизненном дыхании соединены все эти существа. Для величия того, кто знает это, соединены все существа; тот приобретает соединение и пребывание в одном мире с яджусом.
Саман. Поистине, жизненное дыхание - саман, ибо в жизненном дыхании сходятся все эти существа. Чтобы доставить величие тому, кто знает это, сходятся все существа; тот приобретает соединение и пребывание в одном мире с саманом.
Кшатра. Поистине, жизненное дыхание - кшатра, ибо, поистине, жизненное дыхание - кшатра. Жизненное дыхание защищает его от повреждения. Тот, кто знает это, достигает власти, не нуждающейся в защите, тот приобретает соединение и пребывание в одном мире с кшатрой.
ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ БРАХМАНА
Земля, воздушное пространство, небо (составляют) восемь слогов. Поистине, из восьми слогов (состоит) и одна строка гаятри. Эта (строка гаятри) и есть эти (трое). Кто знает, что такова эта строка (гаятри), тот приобретает столько, сколько (составляют) эти три мира.
Ричи, яджусы, саманы (составляют) восемь слогов. Поистине, из восьми слогов (состоит) и одна строка гаятри. Эта (строка гаятри) и есть эти (три веды). Кто знает, что такова эта строка (гаятри), тот приобретает столько, сколько (составляет) это тройное знание.
Дыхание (легких), дыхание, идущее вниз, дыхание, разлитое по телу, (составляют) восемь слогов. Поистине, из восьми слогов (состоит) и одна строка гаятри. Эта (строка гаятри) и есть эти (трое). Кто знает, что такова эта строка (гаятри), тот приобретает столько, сколько (есть) наделенного дыханием. И у этой (гаятри) есть четвертая, видимая строка, которая сияет там, над миром. Турия - это то же, что и "четвертая". "Видимая строка" - ибо она словно видима. "Над миром" - ибо она сияет высоко, высоко над прахом. Кто знает, что такова эта строка (гаятри), тот сияет в счастье и славе.
Эта гаятри основана на этой четвертой видимой строке над миром. Та же (строка), поистине, основана на действительном. Поистине, глаз - действительное, ибо, поистине, глаз - действительное. По этой причине и поныне, если двое идут и спорят: "Я видел", - "Я слышал", то нам следует доверять тому, кто говорит: "Я видел". Поистине, это действительное основано на силе. Поистине, жизненное дыхание - сила; это (действительное) основано на силе. Поэтому говорят: "Сила могущественнее действительного". Так основана гаятри на том, что относится к Атману. Она защищает жизненные дыхания. Поистине, гая - жизненные дыхания, и она защищает жизненные дыхания. Потому она и зовется гаятри, что защищает жизненные дыхания. И этот стих савитри, которому учит (учитель ученика), - она и есть. Кого он учит, у того защищает жизненные дыхания.
Некоторые учат (ученика) этой савитри, как (размеру) ануштубх, (говоря:) "Речь (и есть) ануштубх, мы обучаем этой речи". Не следует делать так. Следует обучать савитри, как гаятри. И поистине, если знающий это получает большую (награду за обучение), то эта (награда) не стоит и одной строки гаятри.
Тот, кто получил бы эти три мира, полные (всего), достиг бы первой строки (гаятри). Если бы он получил столько, сколько (составляют) эти три знания, то достиг бы второй ее строки. Если бы он получил столько, сколько (есть) наделенного дыханием, то он достиг бы третьей ее строки. Но ее четвертая видимая строка, которая сияет там над миром, никем не может быть достигнута, ибо откуда мог бы он получить такой (дар)?
Вот поклонение ей: "Гаятри, ты - из одной строки, из двух строк, из трех строк, из четырех строк, ты - без строк, ибо не пропадаешь. Слава твоей четвертой, видимой строке над миром!" Когда (знающий это) ненавидит кого-либо и (говорит:) "Да не достигнет он этого", или: "Да не исполнится его желание", то не исполняется желание у того, к кому он приближается с такими (словами), или же (говоря): "Да достигну я того (желания)".
Поистине, Джанака, (царь) Видехи, так сказал об этом Будиле Ашватарашви: "Ты ведь говорил, что знаешь гаятри. Как же (случилось, что) ты стал слоном и несешь (груз)?" Тот сказал: "Потому, что я не знал ее лица, о царь". Огонь - вот ее лицо. Поистине, если даже много (топлива) кладут в огонь, то он все сжигает. И так же, если знающий это совершает даже много зла, он поглощает все это (зло) и становится безупречным, чистым, свободным от старости и смерти.
ПЯТНАДЦАТАЯ БРАХМАНА
Золотым диском покрыто лицо действительного.
Ты, Пушан, открой его мне, чтущему действительное, чтобы я мог видеть,
2. О Пушан, единственный риши, Яма, Сурья, Сын Праджапати, распространи (свои) лучи, сосредоточь (свой) блеск.
Я вижу твой прекраснейший образ.
Я есмь тот пуруша, который (находится там).
Пусть жизнь (войдет) в бессмертное дыхание,
И это тело найдет конец в пепле,
Ом! Ум, помни совершенное, помни! Ум, помни совершенное, помни!
О Агни! Веди нас благоприятной стезей к процветанию,
О бог, знающий все пути,
Удали от нас совращающий грех. -
Мы воздадим тебе величайшую хвалу.