Из глубины веков » Древние индийские тексты » Дэви Гита
Глава вторая
ОБЩИЙ ОБЗОР МЕТАФИЗИКИ
- Шри Дэви сказала:
- Внемлите же, о свободные от горестей, моим словам, Благодаря только слушанию которых моя сущность постигается.
- Я была прежде, когда ничего ещё не было, о владыка гор, Тогда мой собственный образ (существовал), именуемый чит, самвит, Парабрахман,
- Немыслимый, не поддающийся определению и сравнению, неуязвимый. Его самодостаточная сила, известная как майя,
- Несуществующая и ни несуществующая, и ни не то, и не другое (одновременно) вследствие противоречия (в подобном определении), Лишённая признаков, став субстанцией, наличествует постоянно.
- Как жар огня, как лучи солнца, Как несущий прохладу свет Луны, эта моя (майя), естественно возникшая, постоянная.
- В ней карма джив, дживы и время соединяются И исчезают без остатка, подобно тому как деяния во время глубокого сна.
- Благодаря соединению со своей силой я становлюсь семенем, А недостаток её состоит в том, что скрывает она свой источник.
- Сказано, что благодаря внешней связи с сознанием она - действующая причина, А в отношении развёртывания мира, состоящего из пяти элементов - внутренне присущая причина.
- Некоторые называют её тапасом, другие - неодушевленной (материей), Знанием, майей, прадханой, пракрита, шакти нерождённой.
- «Вимарша» - так говорят о ней знатоки шиваитских шастр, Другие же, размышляющие об истине Вед, называют её авидьей.
- Таковы разнообразные наименования её в священных писаниях. Она неодушевленна из-за того, что она видима, и вследствие отсутствия знания она является несуществующей.
- Сознание незримо, а то, что зримо, не есть сознание, Озаряющим само по себе (является) сознание, и ничем другим оно не освещается,
- И из-за наличия недостатка в бесконечной (цели причин и следствий) оно даже собой не освещается. Есть различие между деятелем и объектом действия, поэтому оно подобно светильнику,
- Освещающему другие (предметы), знай это, о гора. Поэтому вечно и совершенно сознание образа моего.
- Как будто с виду подвергающегося изменениям в состояниях бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна Изменение сознания не воспринимается никогда.
- И если даже его восприятие свидетелем Производится, то оно остаётся (тем же самым) в образе сознания как прежде.
- Поэтому сведущие в шастрах говорят о том, что вечно, Исполнено блаженства и (служит) источником высшей любви сознание.
- Не «меня нет», но «я есмь», - это (чувство) пребывает в душе как любовь, И ко всему прочему, что ложно, очевидна непричастность моя.
- И я неделима, таково мнение моё. Знание не есть атрибут Атмана, ибо будучи им, оно было бы материальным.
- Материальность же знания не наблюдается, (она) невозможна. Сознание также не имеет атрибутов, (качества) сознания сознанию не присущи.
- Поэтому Атман исполнен знания и счастья постоянно, (Он) истинен, полон, свободен от привязанностей и сети двойственности.
- Однако он, соединяясь со своей майей, связанной с желаниями и кармой, В соответствии с прежде воспринятыми самскарами, временем и кармой,
- Вследствие отсутствия способности различать является желающим творить действительность, Сначала без связи с буддхи, так это творение описано тебе, о владыка гор.
- Об этой действительности, о котором я сказала прежде, как о моём образе необычном, Неизменном, непроявленном, наполненном майей,
- Говорится во всех шастрах, причине всех причин, изначальном элементе, Именуемом таттвой, исполненном бытия, сознания, блаженства,
- В которой исчезают все кармы, источнике иччха, джнана и крия (шакти), Определяемой мантрой - слогом ХРИМ, изначальной таттвой которая называется.
- Из неё акаша рождается в образе танматры звука, (Затем) воздух, чья суть ощущение, и огонь, чья суть образ.
- Потом вода, чья суть вкус, и после этого имеющая своей сутью запах земля. Наделён одним качеством акаша - звуком, воздух же обладает (двумя): ощущением и звуком.
- Мудрые говорят, что у огня (три) качества: звук, ощущение, образ, А вода (наделена) качествами звука, ощущения, образа и вкуса.
- Земля имеет пять качеств: звук, прикосновение, образ, вкус и запах. Из них возникает великая сутра(тма), которая называется линга (деха),
- Суть всего, о нём говорят как о тонком теле Атмана. То же, о чём ранее говорилось как о непроявленном, (является) причинным телом.
- В нём заключено семя мира, и из него линга (деха) происходит, А затем грубые элементы вследствие панчикараны.
- Сказано, что прежде тонкие элементы, числом пять возникают. Прежде упомянутые элементы по одному делятся на две части.
- (Потом) по одной каждая часть делится на четыре, о гора, И вследствие соединения половины (каждого элемента) с частью каждого из (четырёх других элементов) возникают те пять (грубых элементов).
- Следствием этого (является) оболочка вират, грубое тело Атмана. Из частей саттвы, пребывающих в пяти элементах, слухе и других, возникают
- Органы восприятия, о Индра среди царей, (а также) из них, соединившихся по отдельности, Антахкарана единая возникает, вследствие модификаций бывающая четырёх родов.
- Когда он имеет способность к волевому акту или отрицает способность к волевому акту, тогда он именуется манасом. Когда он полагает определённость, лишённую сомнений, он называется буддхи.
- Когда он сосредоточен, то он известен, как читта, И когда он сознаёт самого себя, то он становится аханкарой.
- Из частей раджаса (каждого из пяти элементов) возникают по очереди органы действия, И из них же, по отдельности соединившихся, происходит прана пяти видов.
- В сердце (расположена) прана, в анальном отверстии - апана, в пупке - самана, В области горла - удана, и вьяна рассредоточена по всему телу.
- Пять органов познания и пять органов действия, Пять пран, а также манас вместе с буддхи
- Это моё тонкое тело составляют, которое именуется линга (деха). То, что называют пракрита, то, о царь, известно двух видов:
- Майя, состоящая из (одной) саттвы, и авидья, в которой смешаны (все три) гуны. Та, которая скрывает свой источник, зовётся майей.
- Отражение в ней уподобившегося диску Владыки Зовётся Ишварой, знающим свой источник, высшим,
- Всеведающим, творцом вселенной, являющим всем (существам) свою милость. Отражение же в авидье, о владыка гор,
- Именуется дживой, источником всех страданий. У обоих них, сказано, имеется три тела благодаря авидье,
- И благодаря осознанию трёх тел появляются три имени. Джива, вошедшая в причинное тело, это праджня, в тонкое тело - тайджаса,
- В грубое тело - вишва, эти трое (обозначения) известны. Таким же образом об Ишваре говорят как об ише, сутре, вирате.
- Известно, что первый является в образе вьяшти, а Атман высший - (в образе) самашти. Он владыка всего, и из желания явить милость дживам
- Творит разнообразную вселенную, источник имён и наслаждений, Побуждаемый моей силой, постоянно, о царь, во мне установленный.
- Так в Дэви-гите заканчивается вторая глава, называющаяся «Общий обзор метафизики».
Читать третью главу Дэва Гиты
Информация