(Таковы) десять ниям, названных мной, о предводитель гор. Падмасана, свастика (асана), бхадра (асана), ваджрасана,
Вирасана, такие по порядку названы пять асан. На бёдра поместив правильным образом стопы прекрасные,
Большие пальцы ног пусть удерживает руками в обратном порядке затем - Так описывается падмасана, йогинов радующая сердца.
Под бёдра правильным образом поместив стопы прекрасные, С выпрямленным телом пусть сидит йогин - эта (поза) называется свастика.
По обеим сторонам скротума пару лодыжек разместив, Снизу яичек пятки ног руками пусть он удерживает.
Бхадрасана так описывается, почитаемая йогинами. На бёдра стопы по очереди поместив, на колени пальцы, сев на пятки,
Руки пусть положит (на колени) - (это) называется ваджрасана превосходная. Одну ногу вниз поместив, под бедро, а затем следующую,
Держа тело прямо, пусть сидит йогин, вирасаной эта (поза) называется. Через иду пусть втягивает воздух извне, (произнося ОМ) шестнадцать раз,
Пусть удерживает забранный (воздух) йог, (произнося ОМ) шестьдесят четыре раза, И находящийся в сушумне верным образом, (произнося ОМ) тридцать два раза, постепенно
Через пингала-нади пусть выдыхает (тот воздух) лучший из знатоков йоги, Это есть пранаяма, так говорят сведущие в шастрах йоги.
Вновь и вновь постепенно таким образом перегон (воздуха) пусть совершает, Постепенно увеличивая (произношение ОМ) правильным образом с двенадцати до шестнадцати раз.
Сопровождаемая джапой, созерцанием и прочим, (пранаяма) сагарбхой (именуется) мудрыми, А несопровождаемая, как вигарбха пранаяма известна.
(Когда) у совершающего (её) человека на теле пот появляется, это есть низший (вид пранаямы), Средний - это когда (тело) наполняется дрожью, и когда оно поднимается над землёй - высший.
Вплоть до достижения высшего вида (должна) постоянно (пранаяма) совершаться, так говорится. Беспрепятственно путешествуют чувства средь предметов чувств,
Отведение же их силой от них пратьяхарой именуется. В (областях) больших пальцев ног, лодыжек, колен, бёдер, гениталий, пупа,
Сердца, шеи, горла, неба, а также носа, Посередине бровей и на макушке головы - в двенадцати местах в соответствии с предписаниями,
Удержание жизненного дыхания называется дхараной. Сосредоточенным умом, заключённым внутрь сознания,
В Атмане избранных божеств созерцание называется дхьяной. Постоянное созерцание единства между дживатмой и параматмой
Самадхи называют мудрецы - (итак), перечислены восемь ступеней йоги. А теперь я передам тебе мантра-йогу превосходную.
Тело называется вишва, состоящее из пяти элементов, о гора, С дживой, наделенной сущностью Луны, Солнца, огня, света и единой с Брахманом.
Считается, что тридцать миллионов нади (существует) в теле, Из них десять именуются главными, а из этих десяти выделяются три.
Главная (находится) в позвоночнике, имеющая природу Луны, Солнца и огня. Слева расположена нади ида, светлая и лунная.
Эта нади имеет природу Шакти и предстаёт глазам в образе амриты. Справа (находится нади), называемая пингала, имеющая мужскую природу, солнечная.
Исполнена блеска сушумна, предстающая в образе огня. Посередине её в (нади), называющейся вичитра, имеющий сутью иччха, джнана и крия-шакти
Бхулингам сверкающий, подобно десяти миллионам солнц. Выше его - майя-биджа, состоящая из «ха» и «ра», чья бинду происходит из нады.
Сказано, что выше его - предстающая в образе пламени змея, красного цвета, Имеющая сутью Богиню, опьянённая, о владыка гор.
Она же - внутри блистающего подобно золоту с четырьмя лепестками, (на которых изображены акшары) от «ва» до «са», Цвета расправленного золота лотоса, его пусть он созерцает.
Выше его похожая на пламя шестилепестковая цвета диаманта С (изображёнными на ней) шестью слогами от «ба» до «ла» свадхиштхана превосходная.
(Самая нижняя чакра) служит опорой основания шести (прутам) чакрам, поэтому как муладхару её знают, Словом «сва» (обозначается) паралингам, поэтому (вторую чакру) знают как свадхиштхану.
Выше его в области пупа Манипура блистающая, Цвета молнии, сверкающей среди туч, наполненная великим светом,
Подобная очищенному жемчугу, и поэтому тот лотос Манипадмой именуют, Имеющий десять лепестков, (на которых изображены) акшары от «да» до «пха»,
Являющийся обителью Вишну, (созерцание которого) есть причина лицезрения Вишну. Выше его лотос Анахата, подобный (цветом) восходящему солнцу,
С лепестками, (на которых изображены акшары) от «ка» до «тха», Посередине которого бана-лингам, сияющий, как десять миллионов солнц,
Наполненный шабдабрахманом, негибнущий звук (испускающий), Поэтому как Анахата тот лотос известен мудрецам,
Обитель блаженства, обитаемая Пурушей, высшая. Выше его именуемый вишуддхой лотос с шестнадцатью лепестками,
На которых помещены шестнадцать гласных, дымчатого цвета, блистающий. Оттого что здесь происходит очищение дживы вследствие лицезрения хамсы,
Лотос именуется вишуддха, называемый (также) акашой, удивительный. Аджна-чакра выше его, обитаемая Атманом, высшая.
Через неё повеления приходят, поэтому как аджна она известна, (Являющаяся) как лотос с двумя лепестками, (на которых изображены акшары) еда» и «кша», прекрасный.
Выше его - Кайласа (чакра), и выше его Родхини (чакра). Таким образом (я) назвала тебе адхара-чакры, о давший благой обет.
Говорят, что выше их (лотос), наделённый тысячью (лепестков) и (являющийся) обителью бинду. Итак, поведано всё о превосходном пути йоги.
Вначале, совершая пураку, следует сосредоточить ум на муладхаре. Меж анального отверстия и гениталий (пребывает) шакти, свернувшись (в несколько витков, ее) следует пробудить
И движением, пронзающим лингамы (в чакрах), в бинду-чакру поднять. (И там) высшую Шакти, ставшую единой с Шамбху, следует созерцать.
Там же возникшим нектаром, подобным жидкому лаку, Напоив ту Шакти, именуемую Майей, дарующую совершенство в йоге,
И божества шести чакр поднесением (того) нектара удовлетворив, Пусть ведёт (её) тем же путём в муладхару, разумный.
Таким образом (человека), стойко упражняющегося изо дня в день, (Чтение) вышеназванных мантр приведёт к совершенству, и не иначе,
И он освобождается от уз существования, связанного со старостью, смертью, горестями и прочим. Те качества, которые присущи мне, Богине, Матери мира,
Теми будет и лучший из садхак (обладать), и не иначе. Итак, рассказано (тебе), о дорогой, о превосходной (йоге) удержания дыхания.
Теперь о том, что называется удержанием, слушай внимательно от меня. Сосредоточив ум на Богине, неразрывно присутствующей в хранителях мира,
Быстро этим исполняется (человек) вследствие (осознания) единства дживы и Брахмы, Если же ум нечист, то быстро он не очищается.
Тогда, совершая созерцание членов тела, йогин пусть предастся созерцанию Нежных моих рук, ног и других частей тела, о гора.
Пусть сосредоточит ум, читая мантру, и охватывает место за местом, (А затем) с очищенным умом, на всём образе целиком ум сосредоточит.
И до тех пор пока ум не придёт к растворению в сознании Богини, о гора, Повторение избранной мантры пусть вместе с джапой и хомой выполняет.
Благодаря чтению мантры и йоге он удостаивается знания, которым должно обладать. Нет без йоги мантры, и нет без мантры йоги.
Выполнение обоих (является) причиной достижения Брахмана. (Подобно тому как) в доме, наполненном тьмой, горшок виден благодаря светильнику.
Таким же образом и покрытый майей Атман благодаря (чтению) мантры становится доступным.
Итак, учение йоги целиком с его ступенями поведано мной теперь. Благодаря наставлениям гуру постигается оно, а не иначе, (даже) благодаря десяти миллионам шастр.
Так в Дэви-гите заканчивается пятая глава, называющаяся «О йоге и мантрах».