Из глубины веков » Древние индийские тексты » Дэви Гита
Глава седьмая
ЙОГА ПРЕДАННОСТИ
- Химавант сказал:
- Расскажи о преданности себе, о мать, благодаря которой знание счастливо Появляется у обычного человека, неспособного к отрешению.
- Шри Дэви сказала:
- Известны три пути ко мне, ведущие к Освобождению, о владыка гор, Йога деяния, йога знания и йога преданности, о лучший.
- Из (этих) трёх именно йоге этой можно следовать во всех отношениях... Из-за её легкодостижимости, возможности мысленного исполнения, (отсутствии необходимости) в причинении страданий телу и уму.
- Считается, что вследствие различий по гунам у людей преданность бывает трёх ви-дов. Сопряжённая с причинением вреда другим, имеющая (своим) первым качеством лицемерие,
- Связанная с завистью и гневом преданность (является) тамасической. (Практикуемая) без причинения вреда другим ради собственного блага,
- Постоянно тем, чьё сердце наполнено желаниями, стремящимся к славе, жаждущим наслаждений Для достижения плода её человеком, ею исполненным,
- Который, низкий, считает меня отличным от себя вследствие полагания вселенной отличной от Высшего духа, Того преданность известна, о царь, как раджасическая.
- «Ради Великой Владычицы деяния и для уничтожения грехов, Вследствие того, что они предписаны в Ведах, помимо воли (деяния) должны совершаться мной постоянно» -
- (Когда) с таким твёрдым настроем в уме подверженный (иллюзии) полагания вселенной отличной от высшего духа Совершает радостно деяния, такая преданность, о гора, (является) саттвической.
- Она ведёт к высшей преданности, хотя и основана на полагании вселенной отличной от высшего духа, Два же вида преданности, о которых говорилось выше, к высшей (преданности) не ведут, так считается.
- Теперь же внимай тому, что я скажу о высшей преданности. (Когда практикуется) постоянное слушание о моих качествах, прославление моих имён,
- На мне, источнике благих качеств-сокровищ, устойчивое Сосредоточение ума, подобно постоянно (льющемуся) потоку масла,
- Какое (может быть) здесь устремление (к плодам деяний)? Никогда не будет даже Устремления к самипье, саршти, саюджье и салокье.
- (Тот), кто никогда не знает ничего выше служения мне, И вследствие отсутствия (различия между понятиями) о том, кому служат, и служителе Освобождения не желает,
- С высшим восторгом меня созерцает который неутомимо, Как неотличимую от себя меня он знает, а не как нечто отличное.
- Как о моём образе он думает обо (всех) дживах, И какую любовь к себе (испытывает), такую и к другому.
- Благодаря общности сознания он не проводит различий. Он постоянно образ вселенский, пребывающий во всех (существах),
- И даже в чандалах, о владыка, почитает и приносит жертвы, Он ни к кому не испытывает чувства враждебности вследствие свободы от (иллюзии) различий.
- Вера вследствие лицезрения моей обители, общение с моими почитателями, Слушание шастр обо мне, вера в мантры, тантры и прочее, о господин, (присущи ему).
- Преисполненный любви ко мне, с волосками, поднявшимися на теле постоянно, С глазами, наполненными слезами любви, с дрожащим голосом,
- С нераздельной преданностью пусть он поклоняется, о владыка гор, Мне, повелительнице, лону мира, причине всех причин.
- Божественные обеты мне, постоянные и дающиеся по случаю, Непрерывно он исполняет с почтением, свободный от лживости насчёт имущества.
- Стремление увидеть мои праздники и соблюдение их Появляются у него непременно вследствие его преданности, о держатель земли.
- Он громко поёт мои имена и танцует, чуждый самости, избавившийся от представления о теле как о себе.
- «Как это прарабдхой совершается, так пусть и будет. И нет у меня заботы о поддержании тела и прочем».
- Преданность, которая характеризуется так, известна как высшая преданность, Которая ни на чём другом, как только на Богине, сосредоточенной не воспринимается.
- Таким образом у кого появляется высшая преданность, о держатель земли, воистину, Тот в моем образе, являющимся чистым сознанием, исчезает.
- Известно, что высшая цель преданности есть знание, И отрешения же предел, в знании они оба (заключены).
- И если у кого-то преданность наличествует под воздействием прарабдхи, о гора, Не появляется самость у того, и он отправляется на Манидвипу.
- Туда попав, все наслаждения, даже не желая, он испытывает. В заключение (пребывания там, у него) появляется знание о моём образе, (являющимся) сознанием, непременно, о гора.
- Благодаря ему он достигает Освобождения, благодаря знанию (происходит) освобождение, и не иначе. И чьё сердце наполняется знанием об индивидуальной душе,
- Моем сознании, нет для него другого перерождения, когда жизнь покидает его. Лишь Брахман, лишь Брахман достигает знающий Брахман.
- Вследствие неведения (представление о) тождестве между золотом (как металлом) и украшениями из золота на шее, исчезает, Но благодаря знанию при погибели неведения оно воспринимается, как должно восприниматься.
- От познаваемого и непознаваемого, о лучший из гор, отличен образ мой. Как в зеркале, так (виден он и) в Атмане, и как в воде, так и в мире предков.
- И также в тени и на свету отдельным наглядно (виден). В моём мире бывает знание, лишённое представления о двойственности.
- Если тот, кто будучи отрешённым, но не имеющим знания, умирает, В мире Брахмы он обитает на протяжении целой кальпы.
- В доме чистых (душой) и почтенных людей он рождается вновь, И затем совершает садхану, благодаря чему (у него) появляется знание.
- На протяжении многих жизней, о царь, приобретается знание, но не за одну жизнь, Поэтому всеми силами ради (обретения) знания старание пусть он прилагает.
- Но если он не (будет делать так), то великое несчастие постигнет (его). Такое рождение труднодостижимо вновь, А тем более в первой варне, и обретение (знания) Вед труднодостижимо.
- (Приобретение) шести совершенств, как-то спокойствия ума и других, достижение цели йоги, Встреча с превосходным наставником - всё это труднодостижимо,
- А также пригодность органов чувств и телесное совершенство. Благодаря заслугам, (обретенным в течение) многих жизней стремление к Освобождению появляется затем.
- И даже когда садхана начинает приносить плоды, если человек при этом не устремляется к знанию, то напрасно его рождение.
- Поэтому, насколько это ему по силам, пусть прилагает старание ради (обретения) знания, И на каждом шагу плод ашвамедхи получает (он) определённо.
- Как топлёное масло в молоке скрыто, так и в каждом существе пребывает знание, Постоянно следует сбивать (его) умом, ставшим приспособлением для сбивания.
- Получив знание, (он) будет удовлетворён - таково мнение веданты. (Итак), рассказано обо всём вкратце, о чём ещё ты желаешь услышать?
- Так в Дэви-гите заканчивается седьмая глава, называющаяся «Йога преданности».
Читать восьмую главу Дэва Гиты
Информация