Сколько мест, о Владычица богов, которые следует увидеть на поверхности земли, Главных, (посещение которых) очищает, доставляющих радость Богине,
А также обетов и праздников, (соблюдение которых) приносит (тебе) удовлетворение? Обо всём этом расскажи мне, о Мать, благодаря чему человек совершает всё, что подлежит совершению.
Шри Дэви сказала:
Весь (мир) есть моя обитель, должная быть увиденной, всякое время подходит для давания обета, И праздники (можно отмечать) во всякое время, потому что я есть образ вселенский.
Но всё же из-за родительской любви к (своим) почитателям рассказано будет (мной), Слушай же внимательно, о царь гор, мои слова.
(Есть) великая обитель Колапур, в которой Лакшми постоянно пребывает, Вторая (обитель) - город Матери высший, где Ренука обитает,
Третья - Туладжапур, затем Сапташринга, Великие обители (соответственно) Хингулы и Джва-ламукхи.
Лучшая из всех есть обитель Пребывающей в горах Виндхья (Потом идут) великая обитель Аннапурны - превосходный Канчипур,
Бхимадеви высшая обитель и обитель Вималы, Великая обитель Шри-Чандралы и Каушики обитель,
Высшая обитель Ниламбы на вершине горы Нила, А также обитель Джамбунадешвари - Шри-нагар прекрасный,
Великая обитель Гухьякали, которая расположена в Непале, И Минакши высшая обитель, которая, говорят, (находится) в Чидамбаре,
Великая обитель Ведаранья, населяемая Сундари, И великая обитель Экамбара, в которой пребывает Парашакти,
Высшая обитель Мадаласы и (обитель) Йогешвари, А также прославленная обитель Ниласарасвати в Китае,
Обитель Багалы в Вайдьянатхе, считающаяся лучшей из всех, И Манидвила Шримад-Шри-Бхуванешвари, где я, как памятно, (пребываю).
Камакхья Йони-мандала Шримат Трипура Бхайрави, Сокровище среди мест на земном круге, в котором Махамайя обитает.
Нет лучше этого места нигде на поверхности земли, Там у Богини каждый месяц воочию случаются месячные. Здесь все божества находятся, ставшие горами, И на горах обитают великие божества.
Мудрым известно, что вся земля там (является) образом Богини, И нет лучше места, чем Камакхья Йони-мандала.
(Затем идёт) высшая обитель Гаятри, называющаяся Шримат-Пушкара, А в Амареше Чандика (обитает), и в Прабхасе Пушкарекшини.
В Наймите, в великой обители богиня Лингадхарини, Пурухута - в Пушкаракше и Рати в Ашадхе.
В великой обители Чандамунди (живёт) великая владычица Дандини, В Бхарабхути - Бхути и в Накуле - Накулешвари,
Чандрика в Харишчандре, Шанкари, известно, в Шри-Гири, Тришула в Джапьешваре и Сукшма в Амратакешваре.
Шанкари (обитает) в Махакале, Шарвани - в (месте), именуемом Мадхьяма, И в великом месте паломничества, называемом Кедара, богиня Маргадайини.
Известно, что Бхайрави (живёт в месте), называющемся Бхайрава, Мангала - в Гайе, Стхану-прия - на Курукшетре, Сваямбхуви в Накуле,
Угра - в Канакхале, Вишвеши в Вималешваре, Махананда - в Аттахасе и Махантака - на Махендре.
Сказано, что в Бхиме (пребывает) Бхимешвари, в обители Вастрапатхе снова Бхавани Шанкари, Рудрани - в Ардхакоти,
Вишалакши в Абимукте, Махабхага в Махалайе, Бхадракарни в Гокарне, Бхадра в Бхадракарнаке,
Утпалакши в Суварнакше, Стханвиша в Стхану, Камала в Камалалае, Прачанда в Чхагаландаке,
Трисандхья - в Курандале, Мукутешвари - в Макоте, Шандаки в Мандалеше, Кали в Каланджаре снова.
Сказано, что в Шанкукарне (обитает) Дхвани, Стхула в Стхулакешваре, А великая владычица Хрилекха в лотосе сердца знающих (обитает).
Эти перечисленные (выше) обители любимы Богиней в высшей степени, И сначала услышав о величии тех мест паломничества, о лучший из гор,
Затем следует почитать Богиню в соответствии с указанными предписаниями. Однако, (говорят, что) все места паломничества сосредоточены в Каши, о лучший из гор,
И там пусть постоянно живёт поставивший высшей целью преданность Богине. Эти обители посетив и совершая джапу Богине беспрерывно,
Созерцая её лотосные стопы, он освобождается от уз. (Тот), кто встав утром, повторяет имена Богини,
Грехи (того) мигом обращаются в прах, о гора. (Тот), кто во время шраддхи повторяет эти чистые (имена) перед брахманами,
Предки того достигают Освобождения и идут высшим путём. Теперь же я поведаю тебе об обетах, о давший благой обет,
Которые усердно должны соблюдаться женщинами и мужчинами. Обет ананта-трития, обет раса-кальяни,
И ардра-нанда-кара (должны соблюдаться) в третий (титхи). Обет дня Шукры, Кришна-чатурдаши,
Обет дня Марса, обет сумерек, Во время которого бог Махадэва, усадив Богиню в мягкое сидение,
Танцует перед ней вместе с (остальными) богами в начале ночи. Постясь тогда, в начале ночи, во время сумерек следует почитать Благую,
В особенности каждые две недели это доставляет удовлетворение Богине. И обет дня Сомы доставляет мне чрезвычайное удовлетворение, о гора.
Тогда почтив Богиню, ночью следует совершить трапезу, И обет во (время празднования) двух Наваратри доставляет мне удовлетворение.
Равным образом и другие, о господин, постоянные и дающиеся по случаю, Обеты (тот), кто соблюдает ради моего удовлетворения, независтливый,
Достигает саюджьи со мной тот мой почитатель, любимый мною. И праздники пусть отмечает он, начиная с праздника дола, о господин,
Как праздник шаяна отмечает, так пусть и праздник джагарана, Праздник ратха (ятра) пусть отмечает и праздник дамана,
И очищающий праздник во (время, когда Луна находится в созвездии) шравана, приносящий радость. Мой почитатель всегда пусть отмечает и другие великие праздники.
Моих поклонников пусть потчует с радостью, а также нарядно одетых девственниц и мальчиков, думая о них, как о моих (проявлениях), пришедших туда.
Лишённый лицемерия насчёт имущества, пусть он почитает их (подношением) цветов и прочего. (Тот), кто делает так с преданностью каждый год неутомимо,
Тот счастлив, тот удовлетворён, тот (становится) сосудом моей радости немедленно. (Итак), вкратце рассказано обо всём, что доставляет мне удовлетворение, И никогда это не должно сообщаться (тому, кто не является) ни учеником, ни почитателем (моим).
Так в Дэви-гите заканчивается восьмая глава, называющаяся «О местах паломничества, обетах и празднествах».