Language translation

Твоя Йога. Хатха Йога Прадипика.
Your Yoga
Единство. Свет. Любовь.
Единство. Свет. Любовь.
назад | поиск | печать | отправка | главная

Хатха Йога Прадипика

Your Yoga

Объявления

Меню

Your Yoga
Из глубины веков » Древние индийские тексты » Хатха Йога Прадипика

Глава 2. Пранаяма

1. Достигнув совершенства в практике Асан, йог должен практиковать Пранаяму в соответствии с указаниями Гуру, утвердив контроль над своими чувствами и соблюдая все время питательную и умеренную диету.
2. Когда дыхание колеблется, то есть нерегулярное, непостоянен также и разум; когда же дыхание ровное и спокойное, то в таком же состоянии находится и разум и жизнь йога продолжительна. Поэтому следует ограничивать дыхание.
3. Человек живет до тех пор, пока в его теле имеется дыхание; с исходом дыхания он умирает. Поэтому следует практиковать Пранаяму.
4. Когда Нади зашлакованы, дыхание не поступает в срединную Нади - Сушумну. Тогда цель не достигается и не наступает Унмани-Авастха.
5. Только тогда, когда очищаются все зашлакованные Нади, йог может успешно выполнять Пранаяму.
6. Поэтому следует практиковать Пранаяму в состоянии разума, в котором преобладает чистый элемент (Саттвика), до тех пор, пока Сушумна-Нади не очистится.
7. Йог, приняв позу Падмасана, должен втягивать Прану через Иду и, задержав ее как можно дольше, выдыхать через Пингалу.
8. Далее, вдыхая Прану через Пингалу, следует выполнить Кумбхаку, как указано в книгах, а затем медленно выдохнуть через Иду.
9. Следует выполнять Пураку через ту же ноздрю, через которую выполнялась Речака, и, предельно задержав дыхание (до тех пор, пока тело не покроется потом или не начнет сотрясаться), медленно выдыхать. Поспешный выдох уменьшает энергию тела.
10. Втяните Прану через Иду и выдохните ее через Пингалу; далее сделайте вдох через Пингалу и, задержав дыхание как можно дольше, выдохните через Иду. Йог, который достиг совершенства в Яме, путем практики Пранаямы через правую и левую ноздри добивается очищения Нади не менее, чем через три месяца.
11. Кумбхаки следует выполнять четыре раза в день: ранним утром, в полдень, вечером и в полночь, до тех пор, пока число их не увеличится до восьмидесяти.
12. На первой стадии тело потеет, на второй по всему телу пробегает дрожь, а на высшей Прана направляется в Брахмарандхру - так следует выполнять Пранаяму.
13. Вотрите в тело выступивший пот. Это придает упругость и легкость всему организму.
14. На ранних стадиях практики следует принимать пищу, смешанную с молоком и топленым маслом. По мере достижения совершенства нет необхо-димости соблюдения этих ограничений.
15. Подобно тому, как постепенно дрессируются львы, слоны и тигры, так же постепенно осуществляется контроль над Праной. В противном случае это убьет практикующего.
16. Практикой Пранаямы освобождаются от всех болезней. Неправильный курс Йоги навлекает все болезни.
17. При неправильном курсе Пранаямы нарушается дыхание, и отсюда возникает кашель, астма, боли в голове, глазах и ушах и различные другие болезни.
18. Вдох, выдох и ограничение дыхания следует осуществлять постепенно. Именно таким образом достигают Сиддхи.
19. Когда Нади очищены, заметны и другие признаки: тело становится чистым и стройным.
20. Если Нади очищены, дыхание можно ограничивать в большей мере, пищеварительный огонь разгорается, слышны звуки Нада и здоровье становится совершенным.
21. При мягкотелой и флегматичной конституции следует вначале практиковать шесть действий. Другим, не имеющим этих недостатков, не следует делать этого, поскольку три жидкости - ветер, желчь и флегма - уравновешены в них.
22. Эти шесть действий - Дхаути, Басти, Нэти, Тратака, Наули и Капалабхати.
23. Эти шесть действий, очищающих тело, сле-дует тщательно хранить в тайне, т.к. они дают различ-ные удивительные результаты и по этой причине высоко ценятся великими йогами.
24. Возьмите чистый кусок материи шириной в четыре пальца и длиной около трех с половиной метров и медленно проглатывайте его, следуя указаниям Гуру.
25. Вытяните материю. Это - Дхаути, удаляющая астму, болезни селезенки, проказу и др. болезни, вызываемые флегмой.
26. Сядьте на колени в емкость с водой, чтобы она покрывала пупок, а ягодицы упирались в пятки. Вставьте в анус небольшую бамбуковую трубочку.
27. Затем сокращайте анус, с тем чтобы втянуть воду, хорошенько потрясите воду в животе и удалите ее. Это Басти, излечивающая гульму, болезни селе-зенки, водянку и другие болезни, проистекающие от избытка ветра, желчи и флегмы.
28. Эта Басти при ежедневной практике очищает Дхатус, Индрии и Антахкарану, делает тело чистым, увеличивает пищеварительный огонь и исправляет все дефекты конституции.
29. Через одну из ноздрей втяните кусок тонкой нити длиной в 12 пальцев и вытяните ее через рот. Это Нэти.
30. Это очищает череп и делает зрение очень острым. Устраняются также заболевания шеи и головы.
31. Смотрите не моргая на маленький предмет, сконцентрировав свой разум, до тех пор пока в глазах не появятся слезы. Это Тратака.
32. Посредством Тратаки излечиваются все болезни глаз и избавляются от лености. Поэтому ее тщательно следует сохранять в тайне, как драгоценность.
33. Наклонив голову, следует перемещать вправо и влево внутренности живота подобно медленному вращению водоворота. Это Наули.
34. Эта Наули, наиболее важное из всех упражнений в Хатха-Йоге, усиливает пищеварительный огонь, дает приятное ощущение и разрушает все болезни.
35. Выполняйте Речаку и Пураку быстро, подобно движениям кузнечных мехов. Это Капалабхати, разрушающая болезни флегмы.
36. Освободившись посредством практики шести вышеописанных упражнений от тучности и флегмы, можно легко достигнуть успеха в последующей практике Пранаямы.
37. Некоторые учителя утверждают, что все шлаки (в Нади) устраняются только посредством Пранаямы и никакими другими средствами.
38. Сокращая анус, подтяните Апану к горлу и вырвите содержимое желудка. Это упражнение, которое постепенно устанавливает контроль над Нади-Чакрами, называется Гаджа-Карани.
39. Брахма и боги, посвятившие себя практике Пранаямы, были освобождены от страха смерти. И поэтому следует практиковать ее.
40. До тех пор, пока дыхание ограничено, разум тверд и устойчив, взгляд направлен в точку посреди бровей - чего же бояться смерти?
41. Когда Нади-Чакры очищены благодаря регулярному курсу Пранаямы, дыхание легко поступает в отверстие Сушумны и входит в нее.
42. Когда дыхание течет через Сушумну, разум становится устойчивым. Эта устойчивость разума на-зывается Унмани-Авастха.
43. Для его достижения мудрые практикуют различные виды Кумбхак, что также придает всевозмож-ные Сиддхи.
44. Имеется восемь Кумбхак, а именно: Сурья-Бхеда, Удджайи, Ситкари, Ситали, Бхастрика, Бхрамари, Мурчха и Плавини.
45. В конце Пураки следует практиковать Джаландхара-Бандху. В конце Кумбхаки и в начале Речаки следует практиковать Уддияна-Бандху.
46. Сокращая одновременно горло и анус, дыхание направляют через Сушумну, втягивая живот.
47. Подтягивая анус вверх и направляя Прану из горла вниз, йог становится подобным шестнадцатилетнему юноше, навсегда освобожденному от старости.
48. В удобном месте примите легкую Асану и медленно втягивайте дыхание через Пингалу.
49. Кумбхаку надо практиковать до тех пор, пока не почувствуешь, что Прана наполняет все тело от головы до большого пальца ноги. Затем следует медленно выдохнуть ее через правую ноздрю.
50. Эта Сурья-Бхеда Кумбхака должна выполняться снова и снова, т.к. она очищает мозг, изгоняет глистов и болезни, возникающие из-за избытка ветра.
51. Закрыв рот, втягивайте дыхание через ноздри до тех пор, пока воздух не наполнит с шумом пространство от горла до сердца.
52. Выполните Кумбхаку, как указывалось выше, и выдыхайте через Иду. Это удаляет флегму изо рта и увеличивает пищеварительный огонь.
53. Это называется Удджайи, ее следует практиковать во время ходьбы или сидя. Она устраняет все болезни Нади и Дхату, а также излечивает водянку.
54. Поместив язык между губами и втягивая воздух через рот с шипением, выполнить Пураку, а затем только через две ноздри Речаку. Это Ситкари. Выполнение ее дает красоту богов.
55. Среди множества женщин практикующий становится предметом восхищения, он способен создавать и разрушать, не чувствовать голода, жажды и лени.
56. Этой практикой достигается сила тела, йог становится совершенным и он, несомненно, не подвержен никаким воздействиям.
57. Вытягивая язык немного за губы, следует вдохнуть Прану, а выполнив Кумбхаку, следует выдохнуть через ноздри.
58. Эта Кумбхака, называемая Ситали, разрушает Гульму и другие болезни, а также лихорадку, нарушения желчи, голод, жажду и воздействие ядов, например, змеиного.
59. Поместите ступни на противоположные бедра. Это Падмасана, разрушающая все болезни.
60...61. Приняв эту позу, следует закрыть рот и выдыхать чеоез ноздри до тех пор, пока не почувствуется давление на сердце, горло и мозг. Затем следует втягивать воздух с шипением, пока он не ударит в сердце. Все это время тело и голова удерживаются прямо.
62. Снова следует втянуть воздух и выдохнуть его, как указывалось выше. Выполняйте это упражнение снова и снова подобно быстрым движениям кузнечных мехов.
63. Затем следует поддерживать постоянное движение Праны в теле (при помощи Речаки и Пураки). При наступлении усталости следует делать выдох только через правую ноздрю.
64. Когда дыхание быстро заполнит живот, следует закрыть нос большим пальцем, безымянным и мизинцем.
65. Выполнив в соответствии с правилами Кумбхаку, выдох следует выполнять через левую ноздрю. Это устраняет болезни, проистекающие от избытка ветра, желчи и флегмы, и увеличивает пищеварительный огонь.
66. Она быстро поднимает Кундалини, значительно очищает Нади, приятна и наиболее полезна из всех Кумбхак. Она удаляет флегму от входа в Сушумну.
67. Следует заниматься специально практикой Бхастрика-Кумбхака, так как она дает возможность дыханию прорваться через три Грантхи, или узла, ко-торые непоколебимы в Сушумне.
68. Быстро вдохните воздух, произнося звук подобный жужжанию трутня, а затем выдохните его, производя звук, подобный жужжанию пчелы (практи-куйте Кумбхаку). Великие йоги при постоянной практике ее чувствуют в сердцах неописуемую радость. Это Бхрамари.
69. В конце Пураки практикуйте Джаландхара-Бандху и медленно выдыхайте. Это Мурчха-Кумбхака, т.к. она приводит разум в состояние оцепенения и проносит удовольствие.
70. Наполнив легкие воздухом до отказа, йог плавает на поверхности воды подобно листу лотоса.
71. Имеется три вида Пранаямы: Речака, Пурака и Кумбхака. Кумбхака также имеет два вида: Сахита и Кевала.
72. До тех пор, пока не достигнута Кевала-Кумбхака, которая заключается в ограничении дыхания без Пураки и Речаки, следует практиковать Сахиту.
73...74. Этот вид Пранаямы называется КевалаКумбхака. Когда этой Кумбхакой овладевают без Ре-чаки или Пураки, в трех мирах не остается ничего недостижимого. Посредством этой Кумбхаки можно ограничивать дыхание в течение столь длительного времени, сколько захочется.
75. Йог достигает ступени Раджа-Йоги. Благода-ря этой Кумбхаке поднимается Кундалини, Сушумна освобождается от всех препятствий и достигается совершенство в Хатха-Йоге.
76. Нельзя достигнуть совершенства в Раджа-Йоге без Хатха-Йоги, и наоборот. Поэтому следует практиковать обе до тех пор, пока не достигнуто совершенство.
77. В конце Кумбхаки следует отвлечь разум от любого и каждого объекта. Регулярно практикуя это, достигают ступени Раджа-Йоги.
78. Признаки совершенства в Хатха-Йоге следующие: тело становится худощавым, голос - чистым, отчетливо слышны внутренние звуки, глаза чисты и ясны, организм освобождается от всех болезней, семенная жидкость сгущается, увеличивается пищеварительный огонь и очищаются Нади.

Перейти к третьей части Хатха Йога Придипика

Сайт: www.youryoga.org
© Copyright 2003-2024 Your Yoga | на главную | новости