Language translation

Твоя Йога. Хатха Йога Прадипика.
Your Yoga
Единство. Свет. Любовь.
Единство. Свет. Любовь.
назад | поиск | печать | отправка | главная

Хатха Йога Прадипика

Your Yoga

Объявления

Меню

Your Yoga
Из глубины веков » Древние индийские тексты » Хатха Йога Прадипика

Глава 3. Мудры

1. Как Ананта, бог змей, поддерживает всю вселенную с горами и лесами, так и Кундалини является главной энергией всех практик Йоги.
2...3. Когда пробужденная Кундалини поднимается, тогда пронзаются все лотосы и Грантхи. Прана проходит по королевскому пути - Сушумне. Тогда разум подавляется и йог обманывает смерть.
4. Сушумна - великая пустота, Брахмарандра - великий путь, горящая земля, Шамбхави и срединный путь - все это относится к одной и той же вещи.
5. Поэтому йогу следует тщательно практиковать различные Мудры, чтобы поднять великую богиню Кундалини, которая спит у входа в Сушумну.
6...7. Маха-Мудра, Маха-Бандха, Маха-Ведха, Кхечари, Уддияна, Мула и Джаландхара-Бандха, Випарита-Карани, Ваджроли и Шакти-Чалана - это десять Мудр, которые разрушают старость и смерть.
8. Они были изложены Шивой и даруют восемь Сиддх. К ним стремятся все йоги и их трудно достичь даже Дэвам.
9. Их следует хранить в глубокой тайне, как шкатулку с бриллиантами, и не следует раскрывать их никому, так же как недозволенную связь с замужней женщиной из благородной семьи.
10. Прижмите к анусу левую пятку и, вытянув правую ногу, ухватитесь руками за пальцы этой ноги.
11...12. Затем практикуйте Джаландхара-Бандху, втягивая дыхание через Сушумну. Тогда Кундалини выпрямляется подобно тому, как внезапно вып-рямляется свернувшаяся кольцами змея, задетая посохом. Тогда две другие Нади становятся безжизненными, поскольку дыхание уходит из них.
13. Затем следует выдыхать очень медленно и никоим образом не быстро. Мудрецы называют ее Маха-Мудра.
14. Маха-Мудра разрушает смерть и многие боли. Так как она была изложена великими Сиддхами, она называется Маха-Мудра, или великая Мудра, за свою исключительность.
15. Вначале ее следует практиковать на левой стороне, затем на правой до тех пор, пока число обе-их не станет равным.
16. Нет ничего несъедобного. Переваривается все, какой бы вкус оно ни имело или вовсе не имело вкуса. Даже яд оказывается подобным нектару.
17. Практикующий Маха-Мудру преодолевает туберкулез, проказу, геморрой, гульму, несварение и т.д.
18. Описанная таким образом Маха-Мудра может наделять людей великими Сиддхи. Ее следует хранить в глубокой тайне и не раскрывать всем и каждому.
19. Прижав анус левой лодыжкой, поместите правую ступню на левое бедро.
20. Втянув дыхание, упритесь подбородком прочно в грудь, сократите анус и зафиксируйте разум на Сушумне.
21. Задержав дыхание как можно дольше, следует затем медленно выдохнуть. Вначале нужно практиковать на левой стороне, а затем - на правой.
22. Некоторые полагают, что здесь не следует выполнять Джаландхара-Бандху и что язык следует твердо прижимать к основанию передних зубов.
23. Эта Маха-Бандха, придающая великие Сиддхи, перекрывает ток дыхания, направленный вверх через Нади, кроме Сушумны.
24. Благодаря этому йог освобождается от великой петли бога Ямы и достигается объединение трех Нади: Иды, Пингалы и Сушумны. Это также дает возможность удерживать разум фиксированным на точке между бровями.
25. Как прекрасная и грациозная женщина не имеет ценности без мужа, так и Маха-Мудра и Маха-Бандха не имеют ценности без Маха-Ведхи.
26. Приняв позу Маха-Бандха, йог должен, сконцентрировав разум, втянуть дыхание и при помощи Джаландхара-Бандхи остановить движения Праны, направленные вверх и вниз.
27. Упершись ладонями в землю, обопритесь о них и мягко ударяйте о землю ягодицами. Благодаря этому Прана, выходящая из Иды и Пингалы, проходит через Сушумну.
28. Тогда происходит единение Луны, Солнца и Огня (Иды, Пингалы и Сушумны), которое ведет к бессмертию. Тело приобретает аспект бессмертия. Затем следует сделать выдох.
29. Это Маха-Ведха, практика которой придает великие Сиддхи. Она устраняет морщины и седину, сопутствующие старости. По этой причине ее ценят очень высоко.
30. Эти три Бандхи, отодвигающие смерть и старость, усиливают пищеварительный огонь, даруют Сиддхи, и их следует хранить в глубокой тайне.
31. Они выполняются ежедневно восемь раз в сутки, каждую Йаму. Они даруют хорошие качества и разрушают плохие.
32. Когда язык обращен назад в отверстие в черепе, а глаза твердо устремлены на точку между бровями, это Кхечари.
33. Подрезая язык, встряхивая и доя его, необходимо увеличивать его длину, пока он не коснется брови. И тогда Кхечари-Мудра будет успешной.
34. Взяв чистый блестящий нож, чрезвычайно острый, подрежьте на ширину волоса уздечку языка - мягкую мембрану, соединяющую язык с нижней частью рта.
35. Затем вотрите в этот участок состав из измельченной соли и куркумы. Через семь дней снова сделайте надрез на ширину волоса.
36. Таким образом следует практиковать ежедневно в течение шести месяцев. После этого мембрана, соединяющая язык с нижней частью рта, отделяется.
37. Затем, поворачивая язык, следует направить его в место соединения трех Нади, т.е. в отверстие в небе. Это называется Кхечари-Мудра.
38. Йог, который хотя бы в течение полминуты остается в положении, когда его язык повернут вверх, освобождается от болезней, старости и смерти.
39. Для того, кто знает Кхечари-Мудру, не существуют болезни, смерть, интеллектуальная апатия, сон, голод, жажда или затуманивание интеллекта.
40. Тот, кто знает Кхечари-Мудру, не подвержен никаким заболеваниям: он не подвержен влия-нию Кармы, и время не имеет над ним власти.
41. Эта Мудра называется Кхечари, поскольку разум и язык на некоторое время остаются в Акаше.
42. Если благодаря Кхечари-Мудре закрывается отверстие у основания неба, семенная жидкость не выделяется даже в объятиях молодой и страстной жен-щины.
43. Даже если эта жидкость поступила к дето-родному органу, ее можно все же при помощи практики Йони-Мудры подтянуть вверх, с тем чтобы направить ее на свое место.
44. Тот, кто, сконцентрировав разум и направив язык вверх, пьет Сому, несомненно победит смерть через пятнадцать дней.
45. Если йог ежедневно наполняет свое тело нектаром, истекающим из Луны, то, даже если его укусит змей Такшака, яд не распространяется по его телу.
46. Как огонь не прекращается до тех пор, пока есть дерево, как свет в лампе не угасает до тех пор, пока есть масло и фитиль, так и Джива остается в теле до тех пор, пока оно оживляется лучами Луны.
47. Он может ежедневно есть мясо коровы и может пить вино, но я считаю его рожденным в благороднейшей из семей.
48. Слово "го" означает язык. Есть мясо (коровы или языка) означает заставить язык войти в отвер-стие в небе; и это разрушает великие грехи.
49. Когда язык входит в отверстие неба, в теле возбуждается великий жар. Суть этого упражнения заключается в том, чтобы заставить амброзиальный поток истекать из Луны. Это называется Амараваруни - вино бессмертия.
50. Если язык, получающий лучи нектара, имеющего солоноватый, острый и пикантный вкус с привкусом молока, меда и топленого масла, остается вжатым в отверстие неба, все болезни и старость разрушаются. Это дает йогу возможность познать все Веды и науки, оградить себя от всех видов оружия, награждает его бессмертием и восемью Сиддхами.
51. Тот, кто с обращенным вверх лицом и язы-ком, закрывающим отверстие в небе, размышляет о Кундалини и пьет чистые волны потока нектара, текущего из Луны в 16-лепестковый лотос (Вишуддхи) благодаря контролю над Праной во время практики Хатха-Йоги, освобождается от всех болезней, живет долго, сохраняет тело нежным и красивым, подобно волокнам стебля лотоса.
52. Внутри верхней части Меру, то есть Сушумны, нектар выделяется в ее отверстие. Тот, кто обладает интеллектом типа чистой Саттвы, незатемненным Раджасом и Тамасом, видит в нем Истину (свою собственную Атму). Это (отверстие) есть устье, через которое вытекают реки. Из Луны истекает нектар, сущность тела, и отсюда смерть смертных. Поэтому следует практиковать полезную Кхечари-Мудру. Без этого не может быть Кайя-Сиддхи (то есть тело не наделяется красотой, грацией, силой и алмазной твердостью).
53. Сушумна и, в особенности, имеющееся в ней отверстие, которое является местом встречи пяти рек, дает Священное Знание. В пустоте этого отверстия, которое свободно от влияния Авидьи, печали и обма-на, Кхечари-Мудра становится совершенной.
54. Имеется только один источник (Зародыш) эволюции - ОМ; имеется только одна Мудра - Кхечари; только один бог, не зависящий ни от чего, и только одна Авастха, или духовное состояние, - Маномани.
55. Уддияна-Бандха называется так йогами, поскольку при ее практике Прана пролетает через Сушумну.
56. Поскольку благодаря этой Бандхе великая птица Прана непрерывно летит через Сушумну, она называется Уддияна-Бандха.
57. Подтягивание участков кишечника выше и ниже пупка, с тем чтобы он мог прижиматься к спине до высоты грудной клетки, называется Уддияна-Бандха. Это лев, который убивает слона смерти.
58. Те, кто постоянно практикует Уддияна-Бандху в соответствии с указаниями Гуру и у кого она следует естественно, тот, даже будучи старым, становится молодым.
59. Кишечник следует подтягивать выше и ниже пупка. Нет никакого сомнения, что смерть будет побеждена через шесть месяцев.
60. Уддияна превосходит все Бандхи. После овладения ею естественно следует Мукти, или освобож-дение.
61. Прижимая йони лодыжкой, сократите анус и подтяните Апану вверх. Это Мула-Бандха.
62. Поскольку при сокращении Муладхары Апана, которая направлена вниз, принуждается двигаться вверх (через Сушумну), это называется йогами МулаБандхой.
63. Прижимая анус лодыжкой, с силой постоянно сжимайте воздух до тех пор, пока дыхание не будет направлено вверх.
64. При помощи Мула-Банхи объедините Прану с Апаной, Наду с Биндой и достигните совершенства в Йоге - в этом нет никакого сомнения.
65. При объединении Праны и Апаны выделения значительно снижаются. Благодаря практике Мула-Бандхи йог, даже будучи старым, становится моло-дым.
66. Когда Апана поднимается вверх и достигает области огня, тогда его пламя становится длинным и ярким, будучи раздуваемо Апаной.
67. Когда Апана и огонь соединяются с Праной, которая естественно является горячей, тогда огонь в теле становится очень ярким и мощным.
68. К тому времени Кундалини, чувствуя чрезвычайный жар, просыпается ото сна, как змея, заде-тая посохом, шипит и выпрямляется.
69. Затем она направляется в отверстие, т.е. внутрь Сушумны. Поэтому йоги должны всегда практиковать Мула-Бандху.
70. Сожмите горло и твердо прижмите подбородок к груди. Это Джаландхара-Бандха, разрушающая старость и смерть.
71. Это называется Джаландхара-Бандхой, поскольку она сжимает Нади и останавливает направленный вниз поток нектара, текущего из отверстия в небе. Эта Бандха разрушает болезни, возникающие в горле.
72. Когда выполняется Джаландхара-Бандха и горло сжимается, ни одна капля нектара не попадает в пишеварительный огонь, и дыхание не направляется по неправильному пути, т.е. по промежуточному про-странству между Нади.
73. При сильном сжатии горла две Нади умерщвляются. Здесь, в горле, расположена срединная Чакpa - Вишудцхи. Она прочно связывает 16 Адхара, или жизненных центров.
74. Сжимая анус, практикуйте Уддияна-Бандху. Плотно сожмите Иду и Пингалу (при помощи Джаландхара-Бандхи) и заставьте дыхание течь по верх-нему пути, т.е. по Сушумне.
75. Таким образом дыхание становится поглощенным (остается неподвижным в Сушумне); и тогда нет болезни, старости и смерти.
76. Йоги знают эти три великолепные Бандхи, которые практиковались Матсиендрой, Васиштой и которые придают Сиддхи.
77. Каждая частица нектара (Сатрави), текущая из амброзиальной Луны, поглощается Солнцем. Поэтому тело становится старым.
78. Имеется непревзойденный способ, при помощи которого обманывают Солнце. Его следует изучить от самого Гуру. Теоретическое изучение множества Шастр не может пролить на это никакого света.
79. Он известен под именем Випарита-Карани и состоит в том, чтобы заставить Солнце и Луну принять совершенно обратное положение: Солнце, кото-рое выше пупка, Луна, которая выше неба, меняются местами. Этот способ необходимо изучать от Гуру.
80. У человека, ежедневно практикующего его (этот способ), усиливается пищеварительный огонь, поэтому практикующий должен всегда располагать большим количеством готовой еды.
81. Если он ограничивает питание, то огонь сжигает тело. В первый день он должен простоять мгновение на голове с пятками в воздухе. Это называется Випарита-Карани.
82. Практикуя этот способ, постепенно ежедневно увеличивайте продолжительность. Через шесть месяцев исчезают морщины и седина. Тот, кто практикует ежедневно в течение Йамы, т.е. трех часов, побеждает смерть.
83. Йог, если он основательно знает Ваджроли, даже и без предписанной Ниямы, сам по своему усмотрению приобщится к восьми Сиддхам.
84. О двух вещах, которых не каждый может достичь, я напомню в этом месте; одна из них - молоко, а вторая - приносящая усладу йогиня.
85. Пусть йог во время коитуса спазмом заставит Бинду медленно подняться, благодаря чему оба они могут достичь Ваджроли.
86. Пусть йог старательно и медленно с помощью удобного стебля дует в отверстие лингама, чтобы дать путь дыханию.
87. Пусть заставит соответствующим приемом возвратиться Вирья, упавшее в йони, и сохранит его.
88. Сберегая таким образом Шукру, йог сохраняет жизнь; ведь как упавшая капля свидетельствует смерть, так удержанная свидетельствует жизнь.
89. Благодаря сбереженной капле в теле возни-кает приятное ощущение; откуда быть страху перед смертью, пока Теджас сохраняется в теле?
90. Мужское семя зиждется на жизненном начале (на духе), жизнь зиждется на семени; поэтому дух и семя должны тщательно оберегаться.
91. Кто хорошо освоит этот прием, пусть оба секрета вбирает и сохраняет.
92. Сахаджоли и Амароли, поскольку они ведут к одному и тому же результату, есть фактически два вида Ваджроли.
93. Хорошо перемешав с водой пепел от сгоревшего коровьего навоза, оба они после Майтхуна-Ваджроли должны втереть его и после этого некоторое время сидеть расслабившись в излюбленной позе.
94. Это всегда надежное упражнение называется у йогов Сахаджоли; оно придает красоту и, несмотря на то, что оно связано с удовольствием, ведет к Освобождению.
95. Да достигнет этот йог самого заслуженного стойкого, тех, кто видит правду, независтливого и доброжелательного.
96. Первый поток Сомы выпускают, поскольку он слишком горячий, выпускают и последний, поскольку он слишком сухой, напротив отдают с прохладным средним потоком. Это Амароли.
97. Если постоянно пить Амари, ежедневно упражняться в Насья и правильно выполнять Ваджроли, то это называется Амароли. Благодаря Насья через дыхание Амари приносится в нос.
98. Выступившую при выполнении упражнения Чандри необходимо смешать с пеплом от сожженного коровьего навоза и нанести смесь на верхнюю часть туловища; это придает ясновидение.
99. Женщина, постигшая способ мужчины вбирать Бинду, если она таким же образом может сохранить собственный секрет, называется йогиней.
100. Несомненно, она ничего не потеряет, ибо в ее теле соединяются Нада и Анушвара.
101. Когда Ретас и секрет соединятся в теле, йогиня способом, который называется Ваджроли, достигает всех Сидцх.
102. Та, которая, заставив истекающий секрет подняться, сможет, сверх того, его сохранить, является йогиней; она знает прошлое и будущее; она действительно становится совершенной.
103. Посредством Ваджроли достигается также совершенство тела. Эта исцеляющая Йога ведет к освобождению, сочетаясь одновременно с удовольстви-ем.
104. Теперь опишем Шакти-Чалана Крийю. Кутиланги, Кундалини, Бхуджанги, Шакти, Ишвари, Кундали и Арундхати, это все имена одной и той же Шакти.
105. Как дверь открывается ключом, так и йог должен открывать дверь Мокши при помощи Кундалини.
106. Парамешвари (великая богиня) спит, закрыв своим ртом отверстие, через которое нужно пройти в Брахмарандхру, где нет ни боли, ни несчастья.
107. Кундалини спит над Кандой (место возле пупка, где соединяются и разделяются Нади). Она дает Мукти йогу и рабство неразумным. Тот, кто знает ее, знает и Йогу.
108. Кундалини описывается свернувшейся, как змея. Тот, кто заставляет эту Шакти двигаться (от Муладхары вверх), освобождается несомненно.
109. Между Гангом и Джамуной сидит молодая вдова, вызывающая жалость. Ее следует взять насильно, поскольку это приводит к верховному трону Вишну.
110. Ида - это священный Ганг, а Пингала-Джамуна. Между Идой и Пингалой сидит молодая вдова Кундалини.
111. Следует разбудить спящую змею, взяв ее за хвост. Эту Шакти пробуждают от сна и направляют вверх насильно.
112. Вдохнув через Солнце, следует задержать дыхание в соответствии с правилами. Затем следует умело воздействовать на Шакти в течение полутора часов в сумерках - как утром, так и вечером.
113. Канда расположена примерно на расстоянии 30 см над анусом и имеет протяженность в обоих направлениях по 10 см. Согласно описанию она имеет круглую форму и покрыта как будто белым мягким куском материи.
114. Сев в Ваджрасану, крепко возьмитесь за ступни ног возле лодыжек и медленно прижимайте ими Канду (ступнями ног).
115. Приняв Ваджрасану, йог должен заставить Кундалини двигаться, а затем выполнить БхастрикаКумбхаку. Таким образом он вскоре разбудит Кундалини.
116. Затем необходимо сократить Солнце (которое возле пупка) и заставить Кундалини двигаться. Даже если йог находится в пасти смерти, он не должен бояться этого.
117. Безбоязненно двигая Кундалини в течение примерно полутора часов, добиваются, что она немного подтягивается вверх через Сушумну.
118. Благодаря этому процессу Кундалини несомненно оставляет открытым отверстие в Сушумну, и Прана естественно направляется через него.
119. Поэтому необходимо ежедневно двигать Арундхати, которая спокойно спит. Двигая ее, йог освобождается от болезней.
120. Йог, двигающий эту Шакти, становится обладателем Сиддх. Какой смысл много говорить об этом? Он легко покоряет время (смерть).
121. Только йог, ведущий жизнь Брахмачари и соблюдающий умеренную и питательную диету, достигает совершенства в обращении с Кундалини в течение сорока пяти дней.
122. Придав Кундалини движение, необходимо постоянно практиковать Бхастрика-Кумбхаку. Достигший совершенства в Яме и практикующий это никогда не должен бояться Смерти.
123. Наряду с практикой Кундалини какие другие способы имеются для очищения от шлаков 72000 Нади?
124. Эта срединная Нади (Сушумна) выпрямляется посредством практики Кундалини, а также при помощи Асан, Пранаям и Мудр.
125. Тот, кто твердо сконцентрировав свой разум, практикует это без лени, достигает - посредством Шамбхави или любой другой Мудры - различных Сиддх.
126. Нет Притхви (земли) без Раджа-Йоги, нет Ночи без Раджа-Йоги, и различные Мудры становятся бесполезными без Раджа-Йоги.
127. Все процессы, касающиеся дыхания, должны выполняться при концентрации разума на предмете. Мудрые не должны позволять своему разуму отвлекаться в это время.
128. Так были описаны Адинатхой десять Мудр. При помощи любой из них соблюдающий. Яму может достигнуть великих Сиддх.
129. Тот, кто обучает секрету этих Мудр, как они передаются от Гуру к Гуру, есть истинный Гуру, и его можно называть Ишварой в облике человека.
130. Йог, тщательно выполняющий указания Гуру и практикующий Мудры, достигает Сиддх, а также постигает искусство обмана смерти.

Перейти к четвёртой части Хатха Йога Придипика

Сайт: www.youryoga.org
© Copyright 2003-2024 Your Yoga | на главную | новости