ГУНАСТХАНА – (санскрит), в джайнизме – стадия духовного освобождения. Выделяют 14 гунастхан. 1-я гунастхана характеризуется некоторыми случайными проблесками сознания как адекватного отношения к реальности; 2-я гунастхана является промежуточной стадией между 1-й и 3-й гунастханами, 3-я гунастхана – стадия утверждения в правильном воззрении, 4-я гунастхана – стадия осознанного принятия учения в результате медитаций или наставления учителя, характеризуется наличием контроля (упашама) над эффектами, душевным волнением из-за невозможности длительного феноменального существования (самвега), отказом от чувственных удовольствий (нирведа), состраданием (анукампа), полным принятием учения как истинного (астикья); на 5-й гунастхане начинается этическая практика, когда адепт берет обязательство соблюдать в неполной форме основные и дополнительные обеты, 6-я гунастхана достигается только аскетами, которые полностью выполняют обеты, но ещё подвержены слабым аффектам; на 7-й гунастхане формируется духовная сила, позволяющая полностью преодолеть привязанность к внешнему миру, овладеть телом и развить способность телепатического познания (манапарьяя-джняна); 8-я гунастхана характеризуется овладением одним из 4 видов медитации (шукла дхьяна) как орудием разрушения кармы; 9-я гунастхана – стадия окончательного преодоления сексуального желания, гнева, гордости и хитрости; на 10-й гунастхане преодолеваются более тонкие неблагоприятные состояния сознания, например алчность; на 11-й гунастхане подавляется почти вся карма, препятствующая правильному поведению и правильному воззрению; на 12-й гунастхане разрушается вся карма, мешающая обретению абсолютного знания и абсолютного восприятия, затрудняющая духовное продвижение; 13-я гунастхана – стадия достижения абсолютного знания (кевала-джняна), на которой остается ещё слабая активность (йога) тела, речи и ума; достигший этой стадии называется архатом, или кевалином; на 14-й гунастхане активность полностью прекращена, время нахождения в этом состоянии очень короткое, требующее произнесения нескольких мантр, после чего джива покидает тело, перемещается в самую верхнюю часть мироздания и становится Совершенным.