ДОБРОДЕТЕЛЬ – человеческое качество, желательное с точки зрения того или иного религиозно-мистического учения. Как правило, в список добродетелей входят как социально поощряемые качества (такие, как милосердие, скромность, щедрость), так и специфические свойства, связанные с религиозным учением (твердость в вере, аскетизм, соблюдение заповедей и так далее.). Совершение добродетельных поступков традиционно считается более сильным средством духовного самосовершенствования, нежели простое воздержание от грехов. Однако религиозные понятия о добродетели порой бывают весьма специфичны. Например, добродетельный зороастриец истребляет всех насекомых, какие попадутся ему на глаза, и вступает в брак с собственной сестрой (или, по крайней мере, с кузиной); первое грешно с точки зрения буддизма и джайнизма, второе – с точки зрения большинства религий мира. Добродетельный тантрист сознательно нарушает большинство заповедей ортодоксального брахманизма; добродетельный индус поклоняется идолам, что является тягчайшим грехом для иудеев и мусульман. В христианской теологии добродетели делятся на природные (обусловленные врожденными человеческими наклонностями) и теологические (предписанные исключительно христианам как особый дар Божий). Семь добродетелей противопоставляются семи смертным грехам. Вместе они образуют четырнадцать основных моделей поведения. Природные добродетели иногда называют четырьмя кардинальными добродетелями (от лат. стержень): благоразумие, сдержанность, стойкость и справедливость. Автором этой классификации считается Сократ; её можно встретить в трудах Платона и Аристотеля. Позднеримские и христианские моралисты (например, Амвросий, Августин и Фома Аквинский) считали, что этот список является суммой всей античной этики и выражает её высший нравственный идеал. Христианство ввело три теологические добродетели: веру, надежду и любовь. Их классификация принадлежит апостолу Павлу: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (I Коринфянам, 13,13). Согласно христианскому учению, теологические добродетели не являются врожденными. Они дарованы Богом верующим через Христа. В христианской этике любовь (или милосердие), которая отсутствовала в списке «языческих» добродетелей, стала основным мерилом нравственного совершенства.