АТАР – (зенд. огонь), Небесный Огонь, сын Ахура Мазды, преосуществленный во всех явлениях. Огонь – единственная не оскверненная из священных стихий. Он сжигает любое зло. Огонь преображающий, уничтожающий и воскрешающий всегда почитался зороастрийцами. Атар, как пребывающий во всех творениях, был также символом объединения людей, покровителем миссионерства, духовного единения. Он воплощался в сынах Божьих – саошиантах. Образ стихии атара Авеста и пехлевийские источники различают в пяти ипостасях: вохуфрйана – огонь, который находится в телах животных и людей, он переваривает пищу и согревает тело (труп коченеет потому, что атар-вохуфрйана покидает мертвую плоть), его видимое проявление – блеск в глазах; урвазишта – огонь в растениях; согревает брошенное в землю зерно, дает растениям цвести и плодоносить; берсизава – огонь Солнца, пылающий перед Господом на небесах; вазишта – молния; спеништа – земное пламя, прежде всего – священных алтарных огней, но также и используемое в бытовых целях. В зороастрийской религии различали три сакральных огня: огонь кави-виштаспы (адур-виштасп); огонь хварно (адур-фарнбаг); огонь михра. Эти огни были посвящены соответственно: царю и воинам; жречеству; общинникам – скотоводам и земледельцам. Вместе эти три огня символизировали три сословия иранского общества – воинов, жрецов и скотоводов. Похожее значение: Адур. Похожее значение: Аташ.