МИРОВАЯ ДУША – учение о мировой душе возникло в платоновские времена. Согласно этому учению, изложенному Платоном в диалоге «Тимей», весь мир представляет собой единое живое существо, разумное и наделённое бессмертной душой. В дальнейшем учение о мировой душе претерпело ряд изменений под влиянием христианского учения о Сыне Божьем. В настоящее время существует две концепции учения. Согласно первой мировая душа сотворена Богом для посредничества между Ним и сотворенным миром. В таком виде учение о мировой душе обнаруживает несомненное сходство с каббалистическим учением о Шехине. Вторая концепция более радикальна и известна под названием «гилозоизм», то есть учение об одушевленности материи. Сторонники этого учения утверждают, что мировая душа (иногда называемая природой) существует прежде Бога (или вместо Бога); она есть причина самой себя и не нуждается в сотворении. Видными сторонниками гилозоизма были Б. Спиноза, Дж. Бруно и русские «космисты» (В. Вернадский, К. Циолковский и другие). В таком виде учение о мировой душе чрезвычайно приближается к тантрическому учению о Шакти как единой божественной энергии, оживляющей всю материальную Вселенную. Идейными наследниками гилозоистов в этом смысле являются материалисты, настаивающие на абсолютном существовании материи и не допускающие существования чего бы то ни было нематериального – в том числе и мировой души.