УМ, ПЯТЬ СОСТОЯНИЙ – в философии шаива-сиддханты ум состоит из пяти частей: сознательный ум – джагат-читта (бодрствующее сознание). Обычное, бодрствующее, мыслящее состояние ума, в котором большинство людей пребывает большую часть дня; подсознательный ум – самскара-читта (ум впечатлений). Часть ума «ниже» сознательного уровня, хранилище или запись всего опыта (помним мы его или нет), всех прошлых впечатлений, реакций и желаний. Сфера непроизвольных психологических процессов; подподсознательный ум – васана-читта (ум подсознательных наклонностей). Область подсознательного ума, образующаяся в тот момент, когда две мысли или переживания одной и той же интенсивности посылаются в подсознание в разное время и, смешиваясь, дают новую и совершенно отличную частоту вибрации. Это подсознательное образование позже заставляет внешний ум реагировать на ситуации в соответствии с этими накопленными вибрациями – позитивными, негативными или смешанными; сверхсознательный ум – карана-читта. Ум света, всезнающий разум души. Также обозначается психологическим термином туриqя, состояние за пределами бодрствования (джаграт), сновидения (свапна) и глубокого сна без сновидений (сушупти). На глубочайшем уровне сверхсознательное – это Парашакти или саччидананда, божественный ум бога Шивы. В санскрите есть множество терминов для обозначения различных уровней и состояний сверхсознательного, например, вишва-чайтанья (космическое сознание), адвайта-чайтанья (недвойственное сознание), адхьятма-четана (духовное сознание); подсверхсознательный ум – анукарана-читта. Сверхсознательный ум, функционирующий через сознательное и подсознательное состояния и вызывающий интуицию, ясность ума и спонтанное видение.