ПРЕЛЕСТЬ – ключевое понятие в православном аскетическом учении о духовном обольщении стяжателей Духа Святого. Существует две основные формы прелести. Первая и наиболее эффективная связана с тем, что человек стремится к высокому духовному состоянию или к духовным видениям, не очистив сердце от страстей и полагаясь лишь на собственное суждение. Таким людям дьявол посылает великие «видения» или другие «дары» в виде способности пророчествовать и тому подобное. Более распространена другая форма духовного обольщения – экзальтация религиозного чувства, которая достигается без покаяния, без самоотвержения, без распятия плоти со страстями и похотями. Как пишут многие отцы церкви: «Демоны иногда творят чудеса для того, чтобы возбудить гордыню в человеке, чтобы тот воображал, что в нем самом есть дар чудотворения, а это ступень к дальнейшему падению...». Епископ Игнатий пишет: «Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести».